sugar and spice and everything nice
Вообще говоря, во многом чисто слэшерский этикет не так уж отличается от фэнфикерского вообще, но так уж получается, что слэш чаще вызывает протест у сторонних наблюдателей. Кроме того я (по крайней мере, для целей этой записи) слэшер, так что пишу о том, что знаю.
Итак, слэшер хочет слэшить. Он прочел книгу (посмотрел фильм), ему ужасно нравятся герои, он не может их забыть и хочет увидеть их снова в деле. Плюс он совершенно уверен, что из них вышла бы замечательная пара. Они же ему нравятся — а вместе им было бы куда лучше, чем по отдельности. Воображение и вдохновение говорят ему: а что если... придумать, что было дальше. И рассказать друзьям.
Но воображение и вдохновение неразумны. И у этого слэшера они зацепились не за китайский роман шестнадцатого века или французский девятнадцатого. Они зацепились за произведение автора, который (а) жив-здоров; (б) слышал, что существует на свете такая штука, как фэнфики и даже, допустим, слэш и (в) они ему не нравятся. Неважно по каким причинам. Не нравятся и все. И он не хочет, чтобы по его книгам такое писали.
И слэшер об этом слышал. Так что перед ним встает вопрос: как себя вести?
Вне сомнения, есть люди, которые говорят: раз автор не хочет, я не буду. Но: что значит — я не буду? Не буду вывешивать в сети? Не буду никому показывать? Не буду записывать придуманное? Не буду придумывать? Потому что мне, например, кажется, что последнее запретить невозможно даже самому себе. Мы все придумываем, проигрываем в уме прочитанное, переживаем вместе с героем, даже когда его переживания в тексте не описаны, придумываем для себя объяснения, почему герой повел себя именно так, а не иначе. А отсюда, как мне кажется, до придумывания связной истории если и не один шаг, то максимум два.
Я говорю здесь "мы", потому что мои рассуждения глубоко неоригинальны, потому что я слышала подобное от самых разных людей, фэнфикеров и не только; таким образом, я имею основания предполагать, что такой ход мысли достаточно распространен.
Что же остается? Остаются варианты: не записывать; никому не показывать; не вывешивать в общий доступ. Где провести черту? Мне кажется, что решение неизбежно зависит от внутреннего истолкования фэнфикером мотивов автора, высказавшего запрет. Фикер, слэшер знает, что родившаяся в его сознании история — плод любви к источнику. Но он также знает, что автору подобное неприятно. В чем-то это, как мне кажется, сходно с ситуацией влюбленности в человека, которому твоя любовь доставляет некоторое моральное неудобство. Да, ты его любишь - но если ты станешь ему это демонстрировать, ему будет неловко и неприятно. Это повод перестать демонстрировать — но повод ли это, скажем, перестать писать стихи о своей любви и складывать их в стол?
Вывод не вывешивать фик в общий доступ — очевиден. Зачем выставлять нечто на всеобщее обозрение, если этим ты причинишь кому-то неприятные ощущения? Мы ставим на текстах ворнинги, чтобы не причинять неприятные ощущения читателям; не так уж сложно избежать причинения неприятных ощущений человеку, которого может задеть сам факт существования выдуманной нами истории, тем более, что этот человек уже столько нам подарил.
Но, как я уже говорила, зная, что автору неприятен способ выражения его чувств, фэнфикер также знает, что в чувстве его нет желания навредить автору. Поэтому он может отказаться от публичной демонстрации — но захочет ли он и сможет ли он отказаться от самого чувства? От стремления не просто продумать, но и запечатлеть свое стремление пожить в мире, который ему так дорог?
Чаще всего он этого не делает. История пишется. А раз она пишется, стремление поделиться ею становится еще больше. Нет, не с автором — но с теми, кто готов выслушать. С теми, кто разделяет чувства слэшера. В конце концов, есть достаточно способов одновременно поделиться историей и сделать так, чтобы она не попала на глаза автора. Все что угодно, от "зачитать вслух рукопись" до "сделать закрытый архив и выдавать пароли доверенным людям".
Фик существует. Автор о нем не знает — во всяком случае, фэнфикер сделал все для того, чтобы автор не узнал. И это не стремление "показать фигу за спиной" — это стремление одновременно проявить уважение к желаниям автора и дать выход накопившемуся.
P.S.: Это все довольно банальные мысли, просто мне показалось уместным их проговорить, так сказать, "вслух". Все вышесказанное в какой-то мере одна большая имха, однако у меня есть основания полагать, что имха эта не только моя. Все высокопарные сравнения, впрочем, целиком и полностью на моей совести.
UPD: Спасибо всем участникам за интересную дискуссию, которая мне, по крайней мере, помогла прояснить и уточнить собственную позицию. Поэтому подытожу здесь, к чему я, собственно, вела:
а) вполне понятно, что авторам по чисто личным причинам может не нравиться существование фэнфиков;
б) тем не менее остановить фэнфикерство как явление невозможно, даже если запретить одному конкретному фэнфикеру, скажем, упоминать на своем сайте принадлежащих одному конкретному автору персонажей (случай из жизни, кстати);
в) однако фэнфикерам не следует безудержно радоваться (б), а стоит подумать об авторах тоже и по мере сил принимать меры для возможного ограничения неприятного воздействия на них;
г) таким образом они помогут авторам не думать, что все фэнфикеры — злые маленькие дети, калякающие на чужих картинках, и поверить, что с другой стороны тоже живые люди, никому не желающие причинить зла;
д) готовность понять сторонника противоположной точки зрения снижает вероятность конфликта;
и е) авторам и фэнфикерам, особенно с приходом интернета, приходится сосуществовать друг с другом, и чем меньше при этом будет возникать конфликтов, тем лучше.
Итак, слэшер хочет слэшить. Он прочел книгу (посмотрел фильм), ему ужасно нравятся герои, он не может их забыть и хочет увидеть их снова в деле. Плюс он совершенно уверен, что из них вышла бы замечательная пара. Они же ему нравятся — а вместе им было бы куда лучше, чем по отдельности. Воображение и вдохновение говорят ему: а что если... придумать, что было дальше. И рассказать друзьям.
Но воображение и вдохновение неразумны. И у этого слэшера они зацепились не за китайский роман шестнадцатого века или французский девятнадцатого. Они зацепились за произведение автора, который (а) жив-здоров; (б) слышал, что существует на свете такая штука, как фэнфики и даже, допустим, слэш и (в) они ему не нравятся. Неважно по каким причинам. Не нравятся и все. И он не хочет, чтобы по его книгам такое писали.
И слэшер об этом слышал. Так что перед ним встает вопрос: как себя вести?
Вне сомнения, есть люди, которые говорят: раз автор не хочет, я не буду. Но: что значит — я не буду? Не буду вывешивать в сети? Не буду никому показывать? Не буду записывать придуманное? Не буду придумывать? Потому что мне, например, кажется, что последнее запретить невозможно даже самому себе. Мы все придумываем, проигрываем в уме прочитанное, переживаем вместе с героем, даже когда его переживания в тексте не описаны, придумываем для себя объяснения, почему герой повел себя именно так, а не иначе. А отсюда, как мне кажется, до придумывания связной истории если и не один шаг, то максимум два.
Я говорю здесь "мы", потому что мои рассуждения глубоко неоригинальны, потому что я слышала подобное от самых разных людей, фэнфикеров и не только; таким образом, я имею основания предполагать, что такой ход мысли достаточно распространен.
Что же остается? Остаются варианты: не записывать; никому не показывать; не вывешивать в общий доступ. Где провести черту? Мне кажется, что решение неизбежно зависит от внутреннего истолкования фэнфикером мотивов автора, высказавшего запрет. Фикер, слэшер знает, что родившаяся в его сознании история — плод любви к источнику. Но он также знает, что автору подобное неприятно. В чем-то это, как мне кажется, сходно с ситуацией влюбленности в человека, которому твоя любовь доставляет некоторое моральное неудобство. Да, ты его любишь - но если ты станешь ему это демонстрировать, ему будет неловко и неприятно. Это повод перестать демонстрировать — но повод ли это, скажем, перестать писать стихи о своей любви и складывать их в стол?
Вывод не вывешивать фик в общий доступ — очевиден. Зачем выставлять нечто на всеобщее обозрение, если этим ты причинишь кому-то неприятные ощущения? Мы ставим на текстах ворнинги, чтобы не причинять неприятные ощущения читателям; не так уж сложно избежать причинения неприятных ощущений человеку, которого может задеть сам факт существования выдуманной нами истории, тем более, что этот человек уже столько нам подарил.
Но, как я уже говорила, зная, что автору неприятен способ выражения его чувств, фэнфикер также знает, что в чувстве его нет желания навредить автору. Поэтому он может отказаться от публичной демонстрации — но захочет ли он и сможет ли он отказаться от самого чувства? От стремления не просто продумать, но и запечатлеть свое стремление пожить в мире, который ему так дорог?
Чаще всего он этого не делает. История пишется. А раз она пишется, стремление поделиться ею становится еще больше. Нет, не с автором — но с теми, кто готов выслушать. С теми, кто разделяет чувства слэшера. В конце концов, есть достаточно способов одновременно поделиться историей и сделать так, чтобы она не попала на глаза автора. Все что угодно, от "зачитать вслух рукопись" до "сделать закрытый архив и выдавать пароли доверенным людям".
Фик существует. Автор о нем не знает — во всяком случае, фэнфикер сделал все для того, чтобы автор не узнал. И это не стремление "показать фигу за спиной" — это стремление одновременно проявить уважение к желаниям автора и дать выход накопившемуся.
P.S.: Это все довольно банальные мысли, просто мне показалось уместным их проговорить, так сказать, "вслух". Все вышесказанное в какой-то мере одна большая имха, однако у меня есть основания полагать, что имха эта не только моя. Все высокопарные сравнения, впрочем, целиком и полностью на моей совести.
UPD: Спасибо всем участникам за интересную дискуссию, которая мне, по крайней мере, помогла прояснить и уточнить собственную позицию. Поэтому подытожу здесь, к чему я, собственно, вела:
а) вполне понятно, что авторам по чисто личным причинам может не нравиться существование фэнфиков;
б) тем не менее остановить фэнфикерство как явление невозможно, даже если запретить одному конкретному фэнфикеру, скажем, упоминать на своем сайте принадлежащих одному конкретному автору персонажей (случай из жизни, кстати);
в) однако фэнфикерам не следует безудержно радоваться (б), а стоит подумать об авторах тоже и по мере сил принимать меры для возможного ограничения неприятного воздействия на них;
г) таким образом они помогут авторам не думать, что все фэнфикеры — злые маленькие дети, калякающие на чужих картинках, и поверить, что с другой стороны тоже живые люди, никому не желающие причинить зла;
д) готовность понять сторонника противоположной точки зрения снижает вероятность конфликта;
и е) авторам и фэнфикерам, особенно с приходом интернета, приходится сосуществовать друг с другом, и чем меньше при этом будет возникать конфликтов, тем лучше.
В принципе, я лично, если я хочу кому-то что-то действительно "по секрету" сказать, то я это делаю лично с людьми, которых я лично знаю. Просто потому, что в Сети никогда нельзя полагаться на ощущения, а не знания. А кто-то считает, что достаточно и ворнинга, а текст пусть висит в открытом доступе.
Так что, наверное, речь все-таки идет о личной порядочности и границах допустимого. Вот и все. Так же как и по любому другому этическому вопросу в этом случае будут сталкиваться мнения - потому, что люди разные.
И, конечно же, каждый будет считать, что его представления правильные: ведь никто не считает себя непорядочным человеком.
Именно из-за разницы границ личной этики (помнится, как-то ты говорила что-то похожее о вежливости в сетевом общении) в случае, скажем так, спорных или потенциально спорных ситуаций, мне кажется, что именно порядочный человек будет КРАЙНЕ щепетильным и сам наложит на себя достаточно серьезные ограничения, иногда даже гораздо более серьезные, чем это требовалось бы. ПРосто так. Чтобы никого уж точно не задеть и не обидеть. Ведь порядочный и умный человек представляет себе, что эти личные этические рамки очень и очень разные.
Впрочем, это только моя личная мораль и моя личная этика. КОторую по определению навязать никому нельзя.
Третий путь - обвешать фик дисклеймерами и ворнингами и все же повесить в открытый доступ.
У меня пока такой проблемы не стоит, но вот что пришло в голову. Писателю №1 пофиг, джен ты напишешь или слэш. Писатель №2 резко против слэша, все это тебе более-менее точно известно. Но тебе хочется написать фик по вещи писателя №3, тоже живого-здорового. О том, как он относится к слэшу, ты не знаешь - и в сети ничего не находишь. Пишешь, выкладываешь, и бамс - скандал!
Это гипотетическая, но вполне вероятная ситуация.
Отсюда вывод - безопаснее писать по переводным авторам - раз, если уж невтерпеж, написал по произведению ныне живущего российского/русскоязычного автора - тогда не выкладывать в открытый доступ, если уж выложил - быть готовым ко всему.
И личная имха - свободу "вторчества" все же никто еще не отменял. Писатель тоже не пишет в стол, и его произведения кому-то могут показаться неприятными,и он вполне резонно скажет: не нравится - не читайте! (Традиционный ответ слэшеров, однако...)
И в 128-й раз повторю - все фики, в том числе и слэш - одновременно и своеобразный отзыв, и реклама. По серой, не зацепившей вещи с картонными героями слэш не напишут.
Нет, я могу себе представить ситуацию, когда писатель для фэна является непререкаемым кумиром в отношении к жизни или личным другом. В этом случае всюду и везде он стремится исполнить правило о "необиде" сам и активно подбуждает к тому же других. Но, подчеркиваю, это - скорее исключение из правил.
Крейди
По серой, не зацепившей вещи с картонными героями слэш не напишут.
А вот пример ОДНОЗНАЧНО серой, никого не цепляющей и картонной вещи
Пишут. Что одному серо и картонно - другому живо и интересно. Один скажет и докажет, что текст не имеет литературной ценности - а другой в ответ "а зато какой мир, какие герои!". Тот ему - "да это все уже сто раз было у других!", а этот - "нееет, а вот так еще не было!".
При таком восприятии - можно ли требовать от человека, чтобы он из тактичности не замечал оскорблений, если они говорятся ему не в глаза, а за глаза?
Не просто можно, но и нужно. Человеку взрослому и воспитанному.
Потому что если нечто сказано:
1) не писателю в лицо и не со специальным намерением донести это до него опосредованно (например, там, где он гарантированно это прочтет),
2) не содержит намеренной клеветы или гадостей в его/ее адрес
...то оскорбления - нет. Остальное - детский лепет.
...то оскорбления - нет. Остальное - детский лепет.
Не в большей степени, чем рассуждения о свободе творчества для всех подряд с использованием имен/героев/элементов/антуража, имеющих конкретного владельца.
Классический случай, когда "свобода одного кончается там, где начинается свобода другого", только никто не может определить эту границу
А с чего вообще возникает мысль, что "плоды творчества" направляются в адрес автора исходного текста? Автор может (нет, автор должен, для этого взрослый и воспитанный "продолжатель", как правило, предпринимает сознательные усилия) их вообще не увидеть; он не является ни целевой, ни оповещаемой аудиторией такого творчества.
Конечно, если взять за аксиому, что фэн пишет/рисует не для таких же, как он, а для автора канона, тогда становится понятнее тезис об оскорблении. Но я с этой аксиомой не согласна.
А с чего вообще возникает мысль, что "плоды творчества" направляются в адрес автора исходного текста?
А автор НЕ МОЖЕТ воспринять их иначе, чем в свой адрес. НЕ МОЖЕТ автор абстрагироваться от созданного им мира настолько, чтобы ему стало по фиг, что с этим миром делают.
То есть, может, но только в определенных и специфических ситуациях. Как, например, от жуткой экранизации отмахиваются со словами "снимите мое имя с титров, я тут ни при чем, знать вас не знаю и знать не хочу". Но даются такие решения ценой страшной нервотрепки и единственно с целью уберечь себя от нервотрепки еще большей. Обрекать на такое типа уважаемого тобой человека...
(Отсюда, кстати, и растут ноги авторских требований "замените имена и пусть это у вас будут ориджиналы!". Требуют убрать источник раздражения - привязку к авторскому тексту. Ключевое требование "снимите мое имя с титров!")
В норме автору не может быть безразлично происходящее с его текстом. Ну не может! То есть, может, и есть такие авторы, но они не то что большинства не составляют - я, скажем, с ними в жизни не сталкивались и никогда о таком не слышала.
для этого взрослый и воспитанный "продолжатель", как правило, предпринимает сознательные усилия) их вообще не увидеть; он не является ни целевой, ни оповещаемой аудиторией такого творчества.
Единственный способ сделать так, чтобы автор не увидел - вешать на запароленные сайты. Чего никто в России делать не будет, потому что это элементарно неудобно пользователям. В любом другом случае - найдут, если и не сам автор, так знакомые/читатели нароют и доложат.
Крейди
Без сомнения. Но (а) я здесь и сейчас говорю скорее о коммунальной этике некоей общности людей, чем об этике личной; и (б) это относится ко всем сторонам в потенциальном конфликте. Я просто хочу напомнить, что "злодеев" здесь нет. Они вообще довольно редко встречаются.
Крейди безопаснее. Я, наверное, удачно устроилась в этом отношении — единственный фик, который потенциально может вызвать недовольство автора, (а) недописан и (б) в нынешнем незаконченном виде в общем-то и не должен вызывать оное недовольство.
Но понимаешь, стандартный аргумент "не нравится - не читайте" тоже не абсолютен. Как минимум потому, что ворнинги не абсолютны — особенно если принимаешь допустимость фэнфиков вообще, задеть может совсем не то, от чего ты это ожидаешь.
jetta-e безусловно. Я, собственно, затем и попыталась озвучить все вышесказанное, чтобы показать, что со всех сторон люди с нормальными человеческими мотивами, которые вовсе не строят друг другу козни. Просто в англоязычном фэндоме, например, механика поведения автора более-менее отработана даже благодаря таким вещам, как юридический аспект вопроса. В России другие положения о правах и другие механизмы поведения; у нас все куда сильнее замешано на этике, а этические границы и модели поведения куда сложнее установить.
Eswet так "кирпич" общепринятый знак. А вот если человека, никогда раньше не бывавшего за границей, вдруг перенесли в Англию и поставили у дороги, которую надо перейти, а он взял и попал под машину — он сам виноват?
Sephiroth а бывают ли однозначно серые вещи?
А вообще — да, может оскорбить, конечно, причем при отсутствии всякого намерения оскорбить со стороны фэнфикера. Поэтому мне и кажется, что если было к тому заявление автора — лучше прятать. А если не было... ну, накладки случаются, и в жизни люди иногда друг друга ненамеренно задевают. Просто если они разумные воспитанные люди, то они выясняют причины недоразумения и принимают меры к избежанию его повторения.
Границы свободы выясняются в ходе человеческих взаимоотношений. Поэтому если я вхожу в комнату и прошу собравшихся не курить, поскольку не выношу табачного дыма, то с их стороны закурить будет намеренной обидой. А если я ничего такого не говорю, или если я вообще только прохожу мимо через эту комнату, то если кто-то закурит — это будет недоразумение. Которое можно исправить, договорившись, а вовсе не ждать, что никто никогда не будет курить в местах, куда я могу зайти.
jetta-e а прозвучал тут где-то тезис, что и оскорбление может быть направлено не только в сторону автора, но и в сторону, так сказать, читателей-единомышленников автора.
А вообще интересная штука получается: я тебя понимаю насчет автора и его текста, но ведь всякое прочтение — в какой-то мере присвоение, просто невысказанное. Ладно слэш, но ведь есть и другие интерпретации. Люди привносят свое в то, что читают, и это неизбежно. И наверняка многие из этих прочтений имеют шанс причинить автору неприятные ощущения. Если ты услышишь отзыв читателя, который переворачивает вверх тормашками все, что ты хотела сказать в своем тексте, абсолютно не понимает мотивов твоего персонажа, тебе будет неприятно? И станешь ли ты с этим бороться и объяснять, или проигнорируешь?
Естественно. Только с его текстом не происходит ровным счетом ничего, кроме того, что его печатают на бумаге и продают в магазинах. Он неприкосновенен.
Все остальное происходит с изначально его миром, преломленным в сознании читателя, а тут никакой автор ничего поделать не в состоянии. Читатели все равно готовы воспринимать мир совсем не в русле авторских заветов, да еще делиться этим восприятием друг с другом. Читателю ровным счетом все равно, что мог бы подумать автор про его фантазии. Как мне безразличны мысли Билла Гейтса относительно текста, который я сейчас набираю в "его" Ворде.
Оскорбляться на этот порядок вещей - смешно и глупо.
Категорически не хочешь, чтобы тебя поняли превратно, перетолковали твоих героев по-другому, придумали им продолжение приключений и переписали грустный финал на свой вкус - не публикуйся вовсе.
а бывают ли однозначно серые вещи?
Нет
Люди привносят свое в то, что читают, и это неизбежно. И наверняка многие из этих прочтений имеют шанс причинить автору неприятные ощущения. Если ты услышишь отзыв читателя, который переворачивает вверх тормашками все, что ты хотела сказать в своем тексте, абсолютно не понимает мотивов твоего персонажа, тебе будет неприятно? И станешь ли ты с этим бороться и объяснять, или проигнорируешь?
Не стану. Люди понимают по-разному, тут ничего не поделаешь. Другое дело, что если много людей неправильно поняло - это повод задуматься автору, внятно ли он написал. А если относительно мало - ну, неизбежная погрешность, тут ничего не поделаешь.
Но, понимаешь,простым высказыванием мнения читатель не присваивает себе прав автора по изменению авторского мира. А вот написанием фика...
Фик не есть просто превратное понимание авторского текста. Фик есть присвоение читателем авторских прав по изменению этого мира (не текста физически, но мира!).
Оскорбляться на этот порядок вещей - смешно и глупо.
Так точно так же смешно и глупо удивляться реакции авторов на фики. Это ТОЖЕ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ, обусловленный теми же законами восприятия. Поделать с этим нельзя ничего. Логично фанфикеру понимать: да, своим творчеством я наношу (хотя бы потенциально) моральный ущерб человеку, создавшему этот, столь дорогой мне мир. А дальше уж дело фанфикера - что с этим знанием делать. Но отмазываться в стиле "я не я и лошадь не моя, и я вообще не хотел ничего дурного, а так проявил свою любовь" - тоже как-то... не в стиле взрослого, вменяемого и адекватного человека.
Категорически не хочешь, чтобы тебя поняли превратно, перетолковали твоих героев по-другому, придумали им продолжение приключений и переписали грустный финал на свой вкус - не публикуйся вовсе.
Против "поняли" и "подумали" авторы, как правило, ничего не имеют. А вот против "опубликовали в общем доступе"...
Так насколько мой фик меняет авторский мир? Действительно ли сильнее, чем просто, скажем, запись в моем дневнике о том, что я прочла такую-то книгу и без ума от злодея Г и считаю его главной непонятой лапочкой?
C ТЗ автора - присваивает. Это ТОЖЕ ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ. Фик - это же не мнение, это, грубо говоря, имитация авторского текста. Не важно, что с самим текстом ничего не происходит. А с миром (а вымышленный мир и существует в сознании автора и читателей) - происходит! Мир в сознании автора не то чтоб меняется... он оказывается под угрозой.
Фик не есть просто превратное понимание авторского текста. Фик есть присвоение читателем авторских прав по изменению этого мира
С какой стати?
Фик вообще не меняет авторского мира. Он делает с него копию, а потом с этой копией играется. "Отражение" в терминах Желязновского Амбера. Оригинал остается в неприкосновенности, а фикрайтер еще и обвешивается дисклейерами на всякий случай.
А в симпатическую магию и
протыкание иголочками куклы вудупорчу авторского мира через написание по нему фанфика (рисование иллюстрации, создание статьи, проведение игры, съемки фильма и т.п..) я не верю.С какой стати?
С такой, что таковы законы восприятия. Они объективно существуют.
Фик вообще не меняет авторского мира. Он делает с него копию, а потом с этой копией играется.
А это уже слова. Разумом автор может это понимать. Но больно ему не на уровне разума, а на уровне эмоций.
Аналогия... ну примерно как увидеть жестокое порно (например) с близкими людьми в главной роли. Своими мамой, папой, детьми. Что-нибудь в этом роде. Ну будешь ты знать, что это цифровая картинка, а не реальные съемки. Неужели не возмутишься?
При таких условиях я считаю любое "сочинение" художественным произведением, написанным с целью как-то автора задеть. Безусловно, градации могут быть разные. От "а мне лично автор безразличен и мне его не жалко" до "а я и хотел его задеть, потому что как можно создать такой прелестный мир и так плохо его отработать".
Но вот именно в указанном случае я не допускаю посыла "я люблю этот мир, я уважаю его автора, и поэтому я все равно напишу фэнфик, даже если автор не разрешает этого делать и просит этого не делать. Даже если автор просит этого не делать в силу того, что произведение не окончено и любой художественный текст, выложенный открыто, может повлиять на восприятие читателями уже ЕГО следующей книги, и, следовательно ЕМУ навредить.". Получается как-то странно. "Я автора люблю и считаю поэтому не только возможным, но и необходимым ему навредить".
Причем, подчеркиваю, речь не идет о мечтаниях. Речь не идет о додумывании. Даже не уровне плана, недетальной проработки мечтаемой ситуации. Речь идет именно о написанном произведении и именно выложенном в открытый доступ, где его могут прочитать все читатели автора, и где они, по мнению автора, самим фактом прочтения, испортят себе впечатление и просто не поймут очередной АВТОРСКОЙ книги.
Именно что-то вроде такой ситуации я имела в виду, когда говорила о том, что такой фэнфик именно идет не только против автора, но и против его читателей. И именно граничные условия ситуации заданы:
- автор эксплицитно против написания фэнфиков, в том числе и потому, что его мир не закончен и не дописан (план-то в авторской голове есть, и ему все кажется логичным. Читатель пока что заинтригован. А - если ему предложат разгадку? Противоречащую авторской? Но - по причине художественности произведения, его завершенности - логичную?).
- фэнфик публикуется в том месте, где его могут увидеть не только друзья автора (а это по определению достаточно узкий круг лиц, не так ли? На своей кухне мы все свободны рассуждать, продолжать и т.п. Если это - виртуальная "кухня", то она же небольших размеров, и посторонние туда не допускаются, да?), но и просто читатели этого автора или его поклонники. Скажем, те, кто в поисковике набрал имена героев, или имя автора, или еще что-то в этом роде и - может попасть на эти страницы...
Только об этом случае шла речь. Но сей случай представляется мне возможным. Уверена, что те, кто много пишет и читает фэнфики, с чем-то подобным сталкивались. Я - нет. Но меня сей вопрос заинтересовал, если так можно выразиться, в этическом плане...
А вообще действительно, в какой-то мере я понимаю то, что ты говоришь про инстинктивную авторскую реакцию, НО: у нас у всех бывают инстинктивные реакции, но мы же не позволяем им управлять своими поступками, правда? То есть что я хочу сказать: в какой-то мере все мы переплетены в одно целое. Читателей нет без автора, но и автора нет без читателей, а читатели — они всякие бывают, в том числе и фэнфикерской разновидности. Поэтому мне кажется, что разумнее всего, осознавая и признавая собственные инстинктивные реакции, при этом понимать и признавать, что с другой стороны тоже человек, у него тоже реакции — и действовать уже не на основании этих реакций, а осознанно строя стратегию взаимодействия и избегания конфликтов.
Twistress ты сейчас о конкретном случае или об общей ситуации, которую я изложила выше?
Читатель пока что заинтригован. А - если ему предложат разгадку? Противоречащую авторской? Но - по причине художественности произведения, его завершенности - логичную?
... сей случай представляется мне возможным. Уверена, что те, кто много пишет и читает фэнфики, с чем-то подобным сталкивались.
Ситуация, чтобы фанфикер написал повесть/роман-концовку к произведению, по уровню исполнения эффективно перешибающую авторское продолжение того же текста?
Немыслимо ИМХО.
Автор, который боится соревноваться с фанфикером за читательскую аудиторию?
Немыслимо вдвойне.
так "кирпич" общепринятый знак. А вот если человека, никогда раньше не бывавшего за границей, вдруг перенесли в Англию и поставили у дороги, которую надо перейти, а он взял и попал под машину — он сам виноват?
В такой постановке вопроса присутствует лишняя позиция: "надо перейти дорогу". Чтение фиков, мне кажется, сугубо добровольная вещь, никакого "надо" там не может быть. В случае же, когда человека не подгоняет насущная необходимость, он вполне может улучить минутку и спросить, что означает непонятный знак.
Sephiroth
Фик есть присвоение читателем авторских прав по изменению этого мира (не текста физически, но мира!).
Насколько мне помнится, никакие документы, регламентирующие авторское право, равно как и обывательское представление о нем, не рассматривают такого понятия, как созданный автором мир. Поскольку это явление исключительное воображаемое, причем если текст - объективно существует, то его восприятие (включая якобы созданный мир) у всех читающих разное. Я полагаю, что с точки зрения этики, а не коммерции, невозможно запретить кому бы то ни было оперировать собственными фантазиями, вне зависимости от того, чем или кем они были инспирированы: реальным миром или вторичным, перевоссозданным читателем на основании текста.
Понятно, что автору дороги его фантазии, но это не основание приписывать им бОльшую степень реальности, нежели чьим-то еще. Либо это будет область не права, а психиатрии.
jetta-e
Ситуация, чтобы фанфикер написал повесть/роман-концовку к произведению, по уровню исполнения эффективно перешибающую авторское продолжение того же текста?
Немыслимо ИМХО.
А постоянно встречающаяся ситуация "в пересказе было интереснее"?
Что мы имеем: вопрос об этичности написания/выкладывания слэша/фиков, если автор выразил свою неприязнь/нежелание оного.
Так ведь вопрос-то надо рассматривать не с этого, а с того самого автора и его нежелания.
Я сейчас не буду рассматривать зарубежных писателей, у них немножко друугая ситуация (там все больше упирается в авторское право и все запреты - по крайней мере, которые видел я - звучат как именно запрет на публичное выкладывание в сеть. Типа, пишите в тетрадочках и читайте друзьям - сколько угодно).
А у нас, к сожалению, мождно сделать вывод: вменяемые никаких запретов и претензий по поводу фанфиков не озвучивают.
Дабы меня не начали бить ногами, поясню: в данном случае под "вменяемым" имеется в виду автор, который в целом общается с узким кругом своих почитателей и широким кругом читателей в ровных спокойных тонах; не склонен к раздуванию скандалов и делания имени таким способом; и сам по себе не склонен к высказыванию претензий на повышенных тонах.
Ведь что получается? Мне как-то не попадались случаи (конечно, я не претендую на всезнание, так что если вам они известны - тем лучше), когда автор спокойно ронял фразу "мне неприятен слэш по моим произведениям", а потом брал в руки виртуальный автомат и шел виртуально гнобить слэшеров/фикеров и размахивать плакатами "вы унижаете мое произведение!"
Да, чисто по-человечески понятно, что автора могут задевать какие-то трактовки его вещей. Но разумный зрелый человек все-таки действительно понимает, что трактовать не запретишь, что в сеть из этого попадает далеко не все (и слава богу), и что горздо спокойней жить по принципу "глаз не видит - сердце не болит". А специально этот самый слэш выискивать, чтобы показательно, громко и зачастую хамски оскорбляться его наличию... знаете, не знаю как там у писателей, но думаю так же, как у всех остальных людей - если человек только и выискивает повод попредъявлять претензии, он его всегда найдет. Поэтому лезть вон из кожи, чтобы такоего человека не обидеть - занятие, обреченное на хронический неуспех. Все равно обидится. Например, на то, что по нему слэша не пишут...
НО: у нас у всех бывают инстинктивные реакции, но мы же не позволяем им управлять своими поступками, правда? То есть что я хочу сказать: в какой-то мере все мы переплетены в одно целое. Читателей нет без автора, но и автора нет без читателей, а читатели — они всякие бывают, в том числе и фэнфикерской разновидности. Поэтому мне кажется, что разумнее всего, осознавая и признавая собственные инстинктивные реакции, при этом понимать и признавать, что с другой стороны тоже человек, у него тоже реакции — и действовать уже не на основании этих реакций, а осознанно строя стратегию взаимодействия и избегания конфликтов.
Но почему "не давать реакциям управлять поступками" и "избегать конфликтов" требуют именно от автора, а не от читателей? А читатель "фанфикерской разновидности" по этой логике получается этаким странным существом, вовсе лишенным самоконтроля, у которого прямо-таки недержание его творчества, и причем никто не моги даже попытаться свободу этого творчества ограничить!
Часто ли фанфикеры задумываются, что "с другой стороны тоже человек"? Да как бы не так! "И плевал я на автора, хочу играть и буду!" - это же норма.
А ведь сочинить-написать-вывесить фик - это не инстинктивная реакция, а процесс, занимающий значительное время и требующий сознательных усилий, его уж никак не спишешь на рефлексы.
Мифические "права" фанфикера на чужой текст оказываются реальнее, чем фактические права автора на свой? А как же даже не авторские права - банальная справедливость? Получается-то - вынудим автора отказаться от СВОЕГО, но никто даже не моги принуждать фанфикера отказаться от ЧУЖОГО?
Eswet
Я полагаю, что с точки зрения этики, а не коммерции, невозможно запретить кому бы то ни было оперировать собственными фантазиями, вне зависимости от того, чем или кем они были инспирированы: реальным миром или вторичным, перевоссозданным читателем на основании текста.
Запретить, конечно, невозможно. Но вот публикация этих фантазий в общем доступе - явление как минимум неоднозначное с точки зрения той же этики.
Понятно, что автору дороги его фантазии, но это не основание приписывать им бОльшую степень реальности, нежели чьим-то еще. Либо это будет область не права, а психиатрии.
А причем тут степень реальности? Это СОБСТВЕННОСТЬ автора - его фантазии. Сказать, что человек на сочиненное им имеет не больше прав, чем тот, кто это сочиненное выслушал/прочитал/увидел... как минимум вопиюще с точки зрения все той же этики.
Его пример (этого писателя) другим наука.
Firesong
Мне как-то не попадались случаи (конечно, я не претендую на всезнание, так что если вам они известны - тем лучше), когда автор спокойно ронял фразу "мне неприятен слэш по моим произведениям", а потом брал в руки виртуальный автомат и шел виртуально гнобить слэшеров/фикеров и размахивать плакатами "вы унижаете мое произведение!"
Ну, нечто в этом духе имело место быть в дайри Перумова.
Детали мира, кажется, иногда защищают торговой маркой; во всяком случае, с "Гарри Поттером" вышло именно так. Но вообще, если говорить об авторском мире — моя личная теория фэнфикшна во многом опирается на Толкиеновское понятие вторичного творения...
Sephiroth Мифические "права" фанфикера на чужой текст оказываются реальнее, чем фактические права автора на свой? А как же даже не авторские права - банальная справедливость? Получается-то - вынудим автора отказаться от СВОЕГО, но никто даже не моги принуждать фанфикера отказаться от ЧУЖОГО?
Сеф, ты это серьезно? Фэнфикеров вообще и слэшеров в частности от чужого принуждают отказаться налево и направо. Я всего лишь пытаюсь сделать скромный кивок в сторону равновесия.
Крейди не угадала.
Таэлле, у меня нет твоего опыта общения с англоязычными. В рунете я таких прецедентов не знаю. В рунете пока перевес явно на стороне фанфикеров.