18:50

sugar and spice and everything nice
Продолжаю читать книжки: прочла "Умирающий свет" Джорджа Мартина. Окружающие были правы: читается оно куда легче, чем его фэнтези-сага. Кстати, меня позабавило, что английское название книги можно на самом деле перевести двояко - как "Умирание света", так и "Умирание из-за света". Не уверена, что автор имел тут в виду двусмысленность, но любопытно.

Мартин удивительно красиво описывает миры: описание путешествия Дерка и Гвен по городам Уорлорна меня зацепило, да и остальные подобные куски впечатляют. Вообще планета, пожалуй, один из основных героев романа и основное средство, задающее настроение. А настроение... начало, если честно, вызвало ассоциации с фильмами нуар, ну и с "Касабланкой". Дерк, конечно, не Рик, и работает не на своей территории, но расклад похожий (правда, довольно быстро стало ясно, что сравнивать Джаана с Виктором - значит оскорблять Виктора).

И да, я люблю рассматривать вещи в сравнении - то есть когда стало ясно, насколько кошмарная культура Высокий Кавалаан, я утешалась тем, что Мартин не Вебер и не решил проблему в духе Хонор Харрингтон, снизошедшей на планету Ельцин. А с другой стороны, вспомнишь про Эйрела и Корделию, и сразу становится ясно, какой, извините, козел Джаан. О чем он думал, когда женился на Гвен? Она-то не знала, но он-то должен был знать, во что ее втягивает. Не знал - идиот, знал - манипулятор, нашедший себе инструмент для толчков к переменам. И, прежде всего, способ без проблем получить статус хайбонда: он ведь не отвоевывал Гвен. Он ее получил практически без усилий.

Гарса ужасно жалко. Возникает ощущение, что он для Джаана тоже был инструментом. Опорой, без которой тот бы не справился. Получается, что на самом деле что Гарс, что Бретан куда более адаптивны, чем Джаан - адаптивны, если учитывать различия в индивидуальных моральных кодексах у разных людей.

На самом деле, конечно, вся книга - это еще и процесс пробуждения Дерка. И его постепенное признание того, что Дженни нет и никогда не было, и осознание того, что проблемы не разрулятся как-нибудь сами, что ему придется что-то делать и что-то решать, а не дрейфовать как баржа по каналу. В конце книги он вызывает значительно больше симпатий, чем в конце.

... а Гвен тоже жалко. Вот ведь взвалила себе задачу - волочь Джаана хоть куда-то, задачу на двоих. Боюсь, под такой ношей можно и сломаться. Временами мне кажется, что лучше было бы сказать Джаану правду про Гарса. Может, Джаан и был бы точно такой же обузой, но хоть не было бы фальши.

А ответов на вопросы книги я не знаю, но повод подумать есть. Могут ли культуры меняться? И не только Кавалаан: с Кимдиссом же та же ситуация. Аркин Руарк повел себя так, как повел, потому что он кимдисси, или потому что он это он? Любопытная, в целом, история, и открытый финал очень уместен.

@темы: книги, о прочитанном

Комментарии
06.01.2010 в 21:24

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Спасибо за этот отзыв.) Очень люблю эту книгу.
И очень хороший, умный разбор, до меня это всё дошло совсем не сразу.

Отдельно спасибо за слово "хайбонд" - изначальное "высокородный" явно не в тему.
07.01.2010 в 00:15

sugar and spice and everything nice
т*Лариен не за что. )) Хайбонд - это я просто по-английски читала, и да, высокородный тут было бы не в тему.
07.01.2010 в 00:18

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Таэлле
Даа, по-английски это читать лучше, там русский перевод - местами трындец.