sugar and spice and everything nice
Дополнения, пояснения и предложения по уточнению вопросов просьба указывать в комментах.

Вопрос: Как вы считаете, различается ли оценка фэнфиков читателями в зависимости от знакомства с источником?
1. Я не читаю фиков по незнакомым фэндомам, но считаю, что такие фики читатели судят менее строго. 
4  (12.12%)
2. Я читаю фики по незнакомым фэндомам и считаю, что такие фики читатели судят менее строго. 
4  (12.12%)
3. Я не читаю фиков по незнакомым фэндомам, но считаю, что такие фики читатели судят более строго. 
2  (6.06%)
4. Я читаю фики по незнакомым фэндомам и считаю, что такие фики читатели судят более строго. 
4  (12.12%)
5. Я не читаю фиков по незнакомым фэндомам, но считаю, что разницы в оценке нет. 
2  (6.06%)
6. Я читаю фики по незнакомым фэндомам и считаю, что разницы в оценке нет. 
4  (12.12%)
7. Я не читаю фиков по незнакомым фэндомам и считаю, что большинство делает то же, то есть при оценке их часто просто игнорирует 
13  (39.39%)
Всего:   33
Комментарии
23.11.2005 в 18:40

Не были мы ни на каком Таити, нас и здесь неплохо кормят…
Выбрала два, но это весьма неточный вариант. Фик по незнакомому фэндому оцениваешь как ориджинал. К знакомому же предъявляется требование непротиворечивости оригиналу. То есть оценки просто фиков по знакомому и незнакомому фэндому проводятся по разным критериям...
23.11.2005 в 18:44

sugar and spice and everything nice
Silent guest я знаю — но речь все-таки о фэнфиках, поэтому мне лично кажется, что непротиворечивость оригиналу неотъемлемый критерий.
23.11.2005 в 18:47

Не были мы ни на каком Таити, нас и здесь неплохо кормят…
Таэлле

Но если тебе неизвестен оригинал и ты не собираешься его читать/смотреть? Фик то все равно оценивается, хотя бы по категориям хороший/плохой...
23.11.2005 в 18:49

Со своим скудным опытом чтения фанфиков все-таки голоснула за вариант 2. Из англоязычного слэша я отнеслась к некоторым текстам гораздо негативнее, чем в случае, когда (и если) я бы не читала оригиналов.

Так что, согласна полностью с Silent Guest. :)

23.11.2005 в 18:54

sugar and spice and everything nice
Silent guest хороший/плохой текст. Фэнфик может, имхо, быть хорошим текстом, но не очень удачно вписываться в оригинал/передавать его настроение/показывать персонажей именно как персонажей оригинала. То есть при отсутсвии знакомства с оригиналом ты оцениваешь по меньшему набору критериев... (я всегда считала, что фики сложнее писать, чем ориджиналы)



Twistress и я согласна... если это еще не очевидно. ;-)
23.11.2005 в 18:54

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Вариант: "я не читаю фики по незнакомым фэдомам и считаю, что большинство делает то же, то есть при оценке их часто просто игнорирует". То есть не судят строго-нестрого, а вообще не читают. А?
23.11.2005 в 18:56

Я считаю, что фики по знакомым фандомам часто оценивают не столько менее строго, сколько... эээ... более пристрастно - именно в силу того, что многих уже одно созерцание любимого персонажа или пейринга заранее настраивает на благодушный лад, а, например, "неправильный" с точки зрения фаната пейринг резко негативно влияет на оценку.



Впрочем, я по незнакомому фэндому фиков не читаю.
23.11.2005 в 18:56

sugar and spice and everything nice
jetta-e *задумавшись* Пожалуй. Просто я подозреваю, что очень многие как раз читают, поэтому и не учла...
23.11.2005 в 18:56

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Вариант последний. Считаю, что разницы в строгости оценки нет. Оценка просто проходит по разным критериям.
23.11.2005 в 18:57

Рабів до раю не пускають.
Первое. Вопрос об ООС у читателей точно не встает :)
23.11.2005 в 19:06

Ну, что толку, что у тебя нет шизофрении, вот ты и придумать ничего не можешь(с)
Читывала по незнакомым. Голосовала за "более строго", но: недавний случай - прочла длинный сюжетный фик, очень понравилось. Потом познакомилась с фэндомом - и оказалось, что фик - жутчайший ООС. На мой вкус. У нас с автором разные тараканы. Но факт того, что фик хорошо написан, отрицать не могу.



Плохо - это плохо. Но если средний фик по знакомому фэндому мне может понравиться, то средний фик по незнакомому - читать не буду.
23.11.2005 в 19:06

sugar and spice and everything nice
jetta-e Внесла твой вариант.



Ночная Гончая то есть в оценке фика по знакомому фэндому выбор пэйринга тоже, хотя бы подсознательно, является критерием?



Eswet но можно ли объективно оценивать фэнфик по критериям ориджинала? Разве у них не различаются цели и задачи?



Sephiroth ну, для многих ООС — норма жизни. ;-)
23.11.2005 в 19:06

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Скажем так. Критерии действительно разные. К фику по незнакомому фэндому больше требований к абстрактной увлекательности и "разжеванному" бэкграунду, по своему - к соотвествию оригиналу и незаезженности сюжета. А вот для кого чего важней, тот и меняет степень строгости...
23.11.2005 в 19:11

то есть в оценке фика по знакомому фэндому выбор пэйринга тоже, хотя бы подсознательно, является критерием?



И выбор пейринга, и авторское видение тех или иных обстоятельств и отношений, которое может совпадать и не совпадать с читательским - да мало ли у каждого собственных заморочек в знакомых фэндомах! А в незнакомых - оценивается чисто текст.
23.11.2005 в 19:17

двойственная сущность
Хмм. Я часто читаю фики по (на момент встречи с ними) незнакомым фэндомам или знакомым очень понаслышке. И, как правило, я оцениваю их по качеству текста, зацепило меня или нет и т.п.

*задумалась* Если герои ООС и я это могу осознать, так как с каноном знакома, то, если мне нравится результат, это не имеет для меня большого значения, если честно. Кажется, я все еще не так долго читаю фанфикшен, чтобы приобрести такую сильную разборчивость... Хотя... нет, дело скорее в том, что я читаю фанфикшен именно из-за многообразия точек зрения, которое получается в результате, и если текст качественный, то я приму почти любую АУ, как имеющую право на жизнь. Слово "почти" здесь использован с целью избежать категоричности.



*отправилась голосовать за "разницы в оценке нет"*
23.11.2005 в 19:33

Рабів до раю не пускають.
Таэлле

Ну ты помнишь - я, как человек неполиткорретный, прагматик вульгарный, полагаю, что кому ООС - нехай те ориджиналы пишут :)
23.11.2005 в 19:46

sugar and spice and everything nice
Sephiroth OOC - тоже дело тонкое. Некоторые их вообще по принципу арагорновых штанов определяют — если в источнике персонаж ни разу не рассмеялся, а в фике вдруг засмеялся, ООС и баста.



Yomiko а любой ли фик пригоден к употреблению без знания канона? И если пригоден, то это хорошо или плохо?



Ночная Гончая но достаточно ли "чисто текста" для оценки качества именно фэнфика?



Aurenga это потому, что в знакомом фэндоме цепляют дополнительно штуки вроде любимого пэйринга? Тогда действительно получается "более строго".



jetta-e тогда впору заводить новый опрос - о критериях оценки фэнфика в сравнении с критериями оценки ориджинала. Только я пока не знаю, как это сформулировать.
23.11.2005 в 20:01

но достаточно ли "чисто текста" для оценки качества именно фэнфика?



недостаточно, по-моему. Но и оценивать как ориджинал такой фэнфик тоже далеко не всегда можно - только когда он написан специально в расчете на "профанов", незнакомых с каноном. А, например, по популярным фэндомам такие пишутся крайне редко, ибо предполагается, что все и так в курсе и можно не слишком вдаваться в подробности.



23.11.2005 в 20:17

двойственная сущность
Таэлле

Не любой, конечно. Но к тем, что я могу назвать любимыми, это, пожалуй, редко относится. Лично мне, признаться, весьма интерсно бывает достраивать мир/вселенную на основе упоминающихся деталей (в незнакомых фэндомах). И/или если мир меня заинтересовал, то, скорее всего, я буду искать информацию о каноне и, не исключено, постараюсь с ним познакомиться.



Но я согласна с твоим мнением о том, что хороший фик написать сложнее (если задаваться целью, все-таки, вписать его в канон), чем ориджинал. Создать хороший текст с уважением к исходнику, учесть все необходимые детали (матчасть)...
23.11.2005 в 20:26

Не были мы ни на каком Таити, нас и здесь неплохо кормят…
Таэлле

Не согласна. Ориджинал намного труднее. В фике ты аппелируешь к уже разработанному миру, со своими правилами и возможностями. В ориджинале мир надо придумать, да еще подать так, чтобы не создавалось впечатление роялей по всем кустам. И биографии, и психологию героев необходимо прописать, хотя бы поверхностно.

Фик - решение новой задачи по известным формулам.

Ориджинал - вывод новых формул и новых задач. Второе сложнее на порядок.
23.11.2005 в 20:34

sugar and spice and everything nice
Silent guest а по-моему, второе легче. Если ты придумал свои правила, то никто их лучше тебя не знает, а под чужие подстраиваться сложнее. Что сложного в том, чтобы придумать мир, такой, какой нужен тебе? А вот встроить свой сюжет в рамки чужого мира, чтоб нигде не выпирало и не топорщилось...



Yomiko но ведь впечатление может сложиться необъективное. Скажем, вот как Ауренга говорила выше по треду. Или, например, я вот в последнее время гружу всех и вся Бьякуей из Блича, еще вот фик напишу, допустим, а потом возьмется кто-нибудь из моих ПЧ смотреть Блич с ощущением, что Бьякуя главный герой — а он появляется в первый раз в 16 серии. ;-)



Ночная Гончая то есть "способность выступать в качестве ориджинала" — это отдельный критерий (непонятно только, плохой, хороший или ни то и ни другое).
23.11.2005 в 20:41

Не были мы ни на каком Таити, нас и здесь неплохо кормят…
Таэлле

Правила то может никто лучше и не знает. Но они должны не противоречить самим себе, здравому смыслу, эпохе... Да одна разработка псих. портретов чего стоит.

23.11.2005 в 20:49

Таэлле имхо, "придумать мир, который нужен тебе" все-таки сложнее, уже потому, что он должен не только обладать теми характеристиками, которые ты хочешь ему приписать, но и сочетать их в себе продуманно и логично. Иначе это будет не мир, а карточный домик. Фэнфик же достаточно встроить в имеющуюся систему, что хорошем ее знании совсем не сложно.

Все равно что перепланировка квартиры в уже построенном доме - легче ли строить дом самому?



Про способность выступать в качестве ориджинала - это не критерий оценки, а лишь обстоятельство могущее положительно повлиять на оценку фэнфика по незнакомому фэндому. И связано это уже не со строгостью этой оценки (с чего, собственно, началось обсуждение), а с объективностью-субъективностью ее.

23.11.2005 в 21:01

sugar and spice and everything nice
Ночная Гончая смотря когда. Проще построить удобный жилой коттедж, чем привести в нормальное жилое состояние и вид по своему вкусу квартиру в готическом замке. ;)



Silent guest в фэнфике тоже не должны противоречить — но в ориджинале ты можешь одновременно варьировать и текст, и мир, а в фэнфике одна из двух сставляющих - мир - жестко задана.



*подумав* Впрочем, подозреваю, что отчасти это зависит от типа воображения и вообще мышления у каждого конкретного автора; хотя какие-то обобщения все равно должны быть возможны.
23.11.2005 в 21:04

Таэлле А если человеку нравятся именно готические замки? Со строительством все не так просто.

Впрочем, да. От особенностей автора зависит очень и очень многое.
23.11.2005 в 21:22

двойственная сущность
Таэлле

Ну, объективность это дело такое, довольно таки неопределенное. Лично мне было бы любопытно почитать про Бьякую, например, хотя я все еще не заглядывала в Блич и знаю об этом сериале только то, что случалось слышать краем уха. Просто меня не всегда, пожалуй, привлекает именно каноничность деталей исходника *задумчиво*, а их отражение в восприятии фанфикера. Это все относится к вышеупомянутому интересу к множественности точек зрения.

К тому же восприятие канона может поменяться уже при имевшемся знакомстве с ним после ознакомления с фиками. Например, после Звирьмариллиона я перечитывала Сильмариллион чуть-чуть другими глазами. Хм. Интересно, как бы я восприняла Властелина колец, если бы Кольцо тьмы мне попалось раньше. Так-то я им учитывалась в большей степени потому, что это была возможность еще раз окунуться в Средиземье. Моя в те годы была оччень всеядна. Ремарка на всякий случай: к толкиенистам я себя никогда не причисляла.
24.11.2005 в 00:33

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Таэлле

Ну, о целях и задачах фанфика вообще сложно судить. Я бы не взялась сформулировать универсальное определение этих самых целей и задач. Как минимум два диаметрально разных подхода к написанию фанфикшена нам известны: максимум приближения к канону и, наоборот, максимум свободы творчества. ;) Соответственно, понятие об объективности оценки тоже, хм-м, несколько плавает.
24.11.2005 в 02:19

sugar and spice and everything nice
Eswet зато в процессе поисков этого самого определения узнаешь много нового. Я вообще насчет максимума свободы творчества впервые услышала, когда попала в русскоязычный фэндом, и до сих пор не вполне это, ээ, переварила.
24.11.2005 в 08:45

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Таэлле

Та же фигня ;) Но заметим, что к собственно оценке фиков это имеет непосредственное отношение и сильно эту самую оценку затрудняет.

Да и в так называемых ориджиналах не всегда можно отследить, где ориджинал, а где автор, скажем так, воспользовался плодами чужого труда. Иной ориджинал от АУшного фанфика не отличить... Особенно если исходного фэндома не знаешь.
24.11.2005 в 10:34

Рабів до раю не пускають.
Фик написать сложнее на порядок. Если хочешь не впасть в ООС, разумеется. Мир-то еще хрен с ним...