sugar and spice and everything nice
Иногда мне очень не хватает в русском фэндоме терминов; а иногда я не уверена, есть ли нужные мне термины вообще в русском языке. Кто такие дойлисты и ватсонианцы? Эти термины придумали шерлок-холмсоведы (холмсоманы?), которые одними из первых создали фэндом более или менее в том смысле, в котором знаем его мы. Рассказов о Шерлоке Холмсе много, писались они в коммерческих целях и не всегда сводились в единое целое. А фэны любят обсуждать детали и находить объяснения. Вот и выяснилось по ходу дела, что есть две школы объяснений. Заметили, скажем, фэны, что в начале рассказа кушетка в некой комнате была зеленая, а в конце рассказа — синяя. Часть фэнов на вопрос, почему так, скажет — Конан Дойл забыл сверить текст. Это дойлисты. А вот другой части такое объяснение неинтересно. Они лучше придумают объяснение с точки зрения того, что Ватсон действительно наблюдал разные обивки на кушетке — может, убийца от волнения пролил на нее кофе и быстренько заказал сменить обивку, а может, еще что подобное случилось. Это, как можно догадаться, ватсонианцы.
Всякий фэнфикер по природе своей изначально ватсонианец. Он втискивается в плоскость текста, ставит себя на один уровень с героями, стараясь разглядеть мир их глазами. Он читает и осмысливает текст так, будто герои реальны. Таковы уж правила нашей игры — мы знаем о том, что мир, в котором мы играем, придумал некий автор, но предпочитаем его игнорировать, ибо для героев этого мира мотивы автора неисповедимы.
Я тоже привыкла рассматривать вторичные, художественные миры с ватсонианской точки зрения. Когда мне говорят «Это так потому, что так написал автор», я обычно фыркаю и говорю «Ладно-ладно, не мешайте мне развлекаться по-своему».
Но иногда, мне кажется, если погрузиться в мир слишком глубоко, можно выйти с другой стороны. И иногда даже самый отъявленный ватсонианец становится дойлистом. В конце концов, даже если ты принимаешь вторичный мир как произведения как реальность для целей своей игры/исследования, то постепенно некоторые характерные особенности начинают бросаться в глаза, и чем дальше, тем больше. Разрушается ли очарование мира, когда ты начинаешь замечать, что видишь его через стекло, так сказать, авторского объектива? Полюбил ли герой героиню потому, что ему нравятся именно такие девушки, или потому, что автору так удобнее было расставить все точки над «и»? Действительно ли проблема, которую обсуждают герои, так важна для их мира, или это маленькая навязчивая идея автора? И если справедливо и то, и другое, то можно ли одновременно не соглашаться с пробивающейся сквозь ткань повествования позицией автора и получать удовольствие от общения с его героями и миром?
Я не знаю ответа на последний из вышеперечисленных вопросов; я могу только продолжать искать этот ответ для себя. Но мне бы, честно говоря, очень хотелось, чтобы ответ был «Да»; ватсонианцем быть веселее. Просто реалист-дойлист иногда приходит незваным гостем, и, взглянув на изнанку мира, забыть о ней может оказаться сложно.
Всякий фэнфикер по природе своей изначально ватсонианец. Он втискивается в плоскость текста, ставит себя на один уровень с героями, стараясь разглядеть мир их глазами. Он читает и осмысливает текст так, будто герои реальны. Таковы уж правила нашей игры — мы знаем о том, что мир, в котором мы играем, придумал некий автор, но предпочитаем его игнорировать, ибо для героев этого мира мотивы автора неисповедимы.
Я тоже привыкла рассматривать вторичные, художественные миры с ватсонианской точки зрения. Когда мне говорят «Это так потому, что так написал автор», я обычно фыркаю и говорю «Ладно-ладно, не мешайте мне развлекаться по-своему».
Но иногда, мне кажется, если погрузиться в мир слишком глубоко, можно выйти с другой стороны. И иногда даже самый отъявленный ватсонианец становится дойлистом. В конце концов, даже если ты принимаешь вторичный мир как произведения как реальность для целей своей игры/исследования, то постепенно некоторые характерные особенности начинают бросаться в глаза, и чем дальше, тем больше. Разрушается ли очарование мира, когда ты начинаешь замечать, что видишь его через стекло, так сказать, авторского объектива? Полюбил ли герой героиню потому, что ему нравятся именно такие девушки, или потому, что автору так удобнее было расставить все точки над «и»? Действительно ли проблема, которую обсуждают герои, так важна для их мира, или это маленькая навязчивая идея автора? И если справедливо и то, и другое, то можно ли одновременно не соглашаться с пробивающейся сквозь ткань повествования позицией автора и получать удовольствие от общения с его героями и миром?
Я не знаю ответа на последний из вышеперечисленных вопросов; я могу только продолжать искать этот ответ для себя. Но мне бы, честно говоря, очень хотелось, чтобы ответ был «Да»; ватсонианцем быть веселее. Просто реалист-дойлист иногда приходит незваным гостем, и, взглянув на изнанку мира, забыть о ней может оказаться сложно.
Дойлисты - это критики. Разбирают книгу как литературоведческий объект. А ватсонианцы - это фэны. Как вторичную реальность.
Я - второе.
"Ватсонианцы" играют в игру, "дойлисты" - нет. Первые внутри, вторые - снаружи.
при том, что пространство допуска больше, фактов - больше, ситуация для мотива - выразительнее, обоснование интереснее для реконструкции.
Или ты хочешь сказать, что личность автора в процессе написания книжки так же увлекательна для изучения, как личность ее героя в момент всяческих неординарных событий?
Может, прирожденный дойлист не очень-то и хочет играть?
Разумеется, с конкретной задачей.
Я думаю, что и те и другие внутри, но немного по-разному. Одним важнее автор и его текст, другим - герои.
Я, наверное, и то и другое
моментальная аберрация это.
Кто??
jetta-e, Gally
Да нет, личность автора мне вообще глубоко параллельна. Но мне интересно техническое: как сделано.
Rudolf Richard Verner Hess, ну, может, ты в него не только для того входишь, чтобы написать что-нибудь.
Gally, мне все-таки кажется, что текст, в отличие от мира, лучше видно именно снаружи...
Проявление моей внутренней сути - ориджиналописчество
Вот именно потому, что тебе, судя по всему, текст интереснее, чем мир. Я права?
Да.
Для меня текст - это, ммм... некий технический продукт. Я изучаю его устройство. При этом вполне могу сопереживать героям.
Ну вот. Кстати, большая часть всех этих поучительных дискуссий на дайри, имхо, тем и объясняется, что довольно большая часть фэнов-ватсонианцев, да еще и сосредоточенных на одном конкретном каноне, текста вообще не видит — только его содержание, намертво переплетенное с собственным восприятием. В такой ситуации замечания про то, что текст, скажем, плохо написан, вообще не воспринимаются. (Ватсонианец, выныривая: "Какой текст? Где текст?!")
От употребителя слова "фанфикописчество" слышу
Верю. Понимаю. Согласна. Но прочувствовать не могу. Тем более, когда текст объективно плохо написан - я просто не могу врубиться, чем он может так затянуть. Как его вообще можно принимать всерьез.
Принципиально другой тип восприятия.
Таэлле, замечательно!
Полагаю, что в зависимости от степени увлеченности каждый может выступать в роли то одного, то другого. Если заворожил мир, даже недостатки текста становятся частью игры, да.
Может.
ну да, ЧТД. Елки, как все просто! Вот где ызарг-то закопан!
Конечно, это не значит, что "Приют антирокэра" - совершенно ненужная и бессмысленная сказка про
белого бычкачерного Ворона. В конце концов, ты там была права - народ получает удовольствие от самой дискуссии, и это тоже неплохо.А я например, получаю вуайеристский наслаждец от ее изучения.
Таэлле, спасибо, что подняль эту тему.
мне интересно техническое: как сделано
Я это и имела в виду. Автор интересен тем, что он чего-то добивался этим текстом и для чего-то его писал.
Таэлле
Смотря как видно. В технике лучше и удобнее копаться, если разглядывать его изнутри, пытаясь посмотреть на него глазами автора.
А чем угодно, как подсказывают наблюдения. Любимой темой. Героем, до ужаса напоминающим того, о котором ты мечтала в детстве. Но для этого действительно нужен другой тип восприятия.
Рьяные дойлисты и оголтелые ватсонианцы сходятся в стычках турнирного типа (временами, если кому наступили на больную мозоль, переходящих в боевые действия), а не определившиеся типы вроде меня сидят на заборе и пытаются понять, кто прав.
Mai aka Lontu Если заворожил мир, даже недостатки текста становятся частью игры
Да. Но для этого нужна готовность, так сказать, быть завороженной, заглянуть сквозь текст.
Крейди Всегда пожалуйста. Вот хоть какого-никакого ызарга раскопали совместными усилиями...
Таэлле, угу, я уже поняла, что не довела мысль до конца.
Я же сама желала бы назваться правоверным "ватсонианцем", но на самом деле "ватсонински" я читаю далеко не всю художественную литературу. Есть книги, которые читаешь исключительно из дойлисткого рационального интереса. Иногда книги перемещаются из одной категории в другую. Предпочитаю перемещения из дойлистской в ватсонианскую. Дойлизм в моем случае часто губительно действует на очарование мира. Впрочем, пока все в книге устраивает, дойлист обычно спит: трудно ему бедному, когда авторская позиция и ценности близки, а я ему на зло в последнее время все чаще выбираю именно такие книги.
Кстати, для борьбы с логикой у меня есть замечательное средство - изначально воспринимать авторский мир как реально существующий (где-то в тридевятом царстве, за морем, в другой галлактике), а автора как человека, который рассказывает тебе увиденную историю. Рассказывает как сумел, как запомнил, но честно. (фанфикшн, кстати, вполне вписывается в эту не совсем теорию). Забавно, но это почти правда, редкий автор считает своих героев не живыми, а миры сконструированными, а если считает, то такое только дойлистки и читать.
Насчет, И если справедливо и то, и другое, то можно ли одновременно не соглашаться с пробивающейся сквозь ткань повествования позицией автора и получать удовольствие от общения с его героями и миром?
Иногда имхо можно. По крайней мере ту же самую Роулинг я читаю именно так.
А наверное и невозможно писать, если не считаешь героев живыми. Во всяком случае, так мне мой скромный графоманский опыт подсказывает; они должны в какой-то момент стать больше, чем заранее заданной суммой деталей.
Хорошее замечание. Это потому что на самом деле я жуткий логик и, увы, анализирую все что под руку попадется, свое мировосприятие в том числе.
Сначала что-нибудь сделаешь интуитивно, а потом разбираешься зачем и почему. Жуть. Но я честно пытаюсь исправляться.