sugar and spice and everything nice
... а скорее про псевдонауку и конспирологию.
Это я опять с Гилиловым разбираюсь, и параллельно нашла статью, в которой неплохо формулируется один из основных любимых трюков конспирологов от литературы.
Псевдонаука пользуется одними и теми же "концепциями" и одними и теми же приёмами, большую часть которых, она, кстати сказать, позаимствовала в "мусорной корзине" настоящей науки. Один из подобных стандартных приёмов можно назвать уловкой "ключа". Эта уловка впервые появилась и была выявлена в рамках традиционного шекспироведения. Основанная на "наивном реализме" восприятия художественных текстов, она эксплуатировалась разными исследователями XIX века с таким успехом, что в ХХ веке, с развитием теории языка и теории литературы, была осознана как недопустимая. Уловка "ключа" предполагает отождествление произведения и биографии художника, причём, в зависимости от цели, поставленной перед уловкой, из произведения "вычитывается" именно то содержание, которое нужно "исследователю"...
Во всех случаях уловка "ключа" имеет один и тот же механизм. Описать его можно так: в художественном тексте имеется "ключ" для воссоздания реальной биографии писателя, оставленный им самим. Собственно художественность в таком тексте является только видом шифровки, не позволяющей профанам проникнуть в личные тайны автора. Но посвящённый, то есть тот, кто способен найти "ключ", узнает, что подлинное содержание текста - биографический документ-признание. ((с)Валерия Флорова)
Это я опять с Гилиловым разбираюсь, и параллельно нашла статью, в которой неплохо формулируется один из основных любимых трюков конспирологов от литературы.
Псевдонаука пользуется одними и теми же "концепциями" и одними и теми же приёмами, большую часть которых, она, кстати сказать, позаимствовала в "мусорной корзине" настоящей науки. Один из подобных стандартных приёмов можно назвать уловкой "ключа". Эта уловка впервые появилась и была выявлена в рамках традиционного шекспироведения. Основанная на "наивном реализме" восприятия художественных текстов, она эксплуатировалась разными исследователями XIX века с таким успехом, что в ХХ веке, с развитием теории языка и теории литературы, была осознана как недопустимая. Уловка "ключа" предполагает отождествление произведения и биографии художника, причём, в зависимости от цели, поставленной перед уловкой, из произведения "вычитывается" именно то содержание, которое нужно "исследователю"...
Во всех случаях уловка "ключа" имеет один и тот же механизм. Описать его можно так: в художественном тексте имеется "ключ" для воссоздания реальной биографии писателя, оставленный им самим. Собственно художественность в таком тексте является только видом шифровки, не позволяющей профанам проникнуть в личные тайны автора. Но посвящённый, то есть тот, кто способен найти "ключ", узнает, что подлинное содержание текста - биографический документ-признание. ((с)Валерия Флорова)