sugar and spice and everything nice
Интересная статья, чувствую свое несогласие, сформулировать пока не могу. Ссылка почти для себя. В конце статьи есть еще ссылки.
А потом те, кого таким образом пустили на самотек без пап с гигантской б-кой, лягут на диван с пивом у телевизора, скажут: на фиг нам ваша химия, и ими легче легкого будет управлять. А управлять ими будут те, кого отправят за границу в частные элитные школы с режимом казармы и вбиванием знаний утром, днем и вечером, чтобы обеспечить будущим рулевым "системный подход".
Это, увы, нынешняя тенденция, о которой Сорос цинично, но верно сказал: вы слишком бедные, чтобы теперь учить всему, как раньше. (За точность цитаты не поручусь, но смысл таков.)
... и мне не очень понравилась его идея насчет литературы. Как и какие писать сочинения. Я в свое время, когда школу заканчивала, преисполнилась убеждения, что на самом деле литературу надо преподавать на уровне "тест на знание содержания произведения", а дальнейшее уже факультативом. Не мучить интерпретацией.
(мы в старших классах с моей учительницей литературы кардинально расходились в интерпретациях. Веселое было время.)
Сейчас с интерпретациями гораздо лучше дело обстоит )))))) Это ведь не советский период, когда подход был один: классовый. Нынче замечательная вариативность. Чем больше трактовок, тем шире и выше эстетика текста. Я _за_ интерпретацию. Нынешняя проблема чтения классики - в абсолютном непонимании, что читают и о чем вообще. Понимая, учатся получать удовольствие. Планку задаем. Дело ведь не в количестве прочитанного, а в способности вообще воспринимать тяжелый сложный текст. Отличать качественное от низкопробного. А научатся - прочитают потом, что в детстве не дочитали. Ту же "Войну и мир", например. Это достоверный факт.
В каком смысле - в непонимании? Как в том эксперименте с "ямщик сидит на облучке"?
Да нет, не так буквально, хотя со словарным запасом тоже проблемы. Неумение видеть авторскую позицию (это в идеале, когда оно есть). Но чаще просто сталкиваешься с тем, что, начав читать предложение, они теряют на середине мысль и к концу уже не помнят, что было в его начале. Изменение восприятия. Отсутствие логического мышления, неумение видеть ассоциативные и причинно-следственные связи в тексте, и т.п.
Причем они этики: определение мотивации поступков дается достаточно легко, хотя зачастую и поверхностно.
Разные причины. Дисперсность и дискретность мышления - "клиповость". Обилие разных источников информации, объемной, но поступаемой порционно. Это не вина их, а беда информационного общества. Но очень любопытные колебания при этом. Возвращение эпистолярной культуры, к примеру. Хотя бы на уровне смс. Вытеснение форумов и чатов блогами - это в интернете.
Системно-структурное мышление сменяется системно-смысловым. Т.е. раньше первый вопрос был почему? - затем накапливание знаний, а потом выстраивание системы отношений. А теперь первый вопрос зачем? - и, сначала отношения, за которыми должна последовать система знаний.
Представляешь, если то, что предлагает автор статьи, наложить на эту картинку современного мышления.
То-то и оно.
Кстати, это я уже на своей сестре наблюдала и наблюдаю...
Получается, тут именно в структуре вопрос. Потому что лично я, скажем, в предложенной им системе бы получила куда больше того, чем в школе. Но то я. Я знаю, что я - не образец. А у него какая-то идеальная модель ребенка получается.