sugar and spice and everything nice
Пишется затем, чтобы больше уже никогда никому не говорить, что я думаю на эту тему.
1) Причины писать-читать слэш у каждого свои (даже если не учитывать для простоты группу людей, которые читают конкретные слэш-фики из интереса, при этом никоим образом не считая себя слэшерами). Выводить общую причину, на мой взгляд, весьма некорректно. Максимум, что возможно — определить, что «а вот еще такая группа людей интересуется слэшем по таким-то причинам». Но нужно ли это делать, если учесть, что у конкретного человека причины могут быть весьма смешанного характера?
2) Таким образом, как мне кажется, говорить можно только о причинах интереса к слэшу у конкретного человека. Скажу о себе: у меня их три. Две внешних, изначально притянувших меня к слэшу, и одна внутренняя, которую я для себя выделила со временем как причину, по которой я продолжаю читать слэш (ну и писать иногда).
а) эмоциональный накал «запретной любви». Именно этим мне запомнился первый прочитанный слэш-фик. Если уж я читаю романтические истории, то я люблю именно такие — с запретом не внешним (а-ля Ромео и Джульетта), а внутренним, когда сам герой глубоко убежден в том, что его любовь недопустима и непозволительна — и ему предстоит внутренняя борьба.
Но это, в конце концов, не главное в слэше и встречается далеко не во всех фиках, поэтому довольно скоро перевесила другая причина.
б) «выворачивание» клише. Опять-таки, мой любимый мотив далеко не только в фанфиках. Берем стандартную приключенческую/детективную/любовную/политическую историю и заменяем героиню на героя №2. Что изменяется? И почему?
Ну и то, что я для себя постепенно поняла:
в) я люблю иногда почитать что-то с романтическим уклоном. Но я не хочу подсознательно «вписывать» в романтическую линию себя. Мне как женщине намного проще идентифицироваться с женскими персонажами. Для того, чтобы этого не происходило, героиня должна быть очень уж ярко выписана и представлять собой очень уж необычную личность. Поэтому романтическую линию в сюжете между двумя мужчинами мне читать психологически комфортнее: это не про меня и никоим образом не может быть про меня.
3) Я читаю слэш восемь лет, а пишу — семь. Я слышала очень много аргументов против слэша. Абсолютное большинство этих аргументов некорректны потому, что они относятся на самом деле не к слэшу конкретно, а ко всему фэнфикшну вообще (в нелюбви к фэнфикшну в целом нет ничего особо нелогичного, это дело вкуса и особенностей восприятия. Но не стоит брать аргументы против фэнфикшна и применять их только и исключительно к слэшу).
Единственный, на мой взгляд, заслуживающий внимания аргумент против слэша состоит в том, что слэш сводит всю палитру отношений к постели. Я с этим не согласна, но понимаю, на чем основано такое мнение. Дело в том, что сам термин «слэш», на мой взгляд, страдает от некоторой неопределенности и употребляется для обозначения двух разных понятий.
Слэш — это одновременно и жанр, и ворнинг. Поясню свою мысль и ее связь с темой совсем уж подробно.
4) Почему все-таки слэш так распространен среди фанфикеров? Я это объясняю себе примерно так:
Досочинение героям новых приключений — занятие вполне понятное, но оно имеет ограниченный потенциал и интерес. Такой тип фанфиков ориентирован прежде всего на сюжет. Большинство же взрослых фанфикеров берутся за дело, вдохновляемые любовью и интересом прежде всего к характерам героев.
Чтобы писать фанфики с упором на характер, лучше всего иметь какой-то свой подход; угол для нового взгляда на героев, под которым они останутся (по мере мастерства фанфикера) собой, но заиграют новыми красками. Каждый фанфикер решает проблему этого угла зрения по-разному, но есть и общие тенденции. У каждой эпохи свои неразрешенные и острые проблемы, которые служат хорошим, так сказать, катализатором для почти любой группы людей. Думается мне, что если б фанфики писались в позднеелизаветинской Англии, например, с ее отношением к католикам, то были бы популярны фики, в которых любимый персонаж автора втайне католик, и его терзает мысль о том, не выдадут ли его близкие, если узнают, и ему хочется обратить их в свою веру, но он не решается…
Религия практически перестала быть для нас самой волнующей проблемой. Во второй половине 20 века на сцену вышел вопрос сексуальности, а к концу 20 века — альтернативной сексуальности. Для людей нашего времени отношение к гомосексуальности — не окончательно разрешенный вопрос, столкнуться с которым может любой. Отсюда слэш как средство взглянуть на персонажей по-новому.
Все это ИМХО, если кто не догадался.
1) Причины писать-читать слэш у каждого свои (даже если не учитывать для простоты группу людей, которые читают конкретные слэш-фики из интереса, при этом никоим образом не считая себя слэшерами). Выводить общую причину, на мой взгляд, весьма некорректно. Максимум, что возможно — определить, что «а вот еще такая группа людей интересуется слэшем по таким-то причинам». Но нужно ли это делать, если учесть, что у конкретного человека причины могут быть весьма смешанного характера?
2) Таким образом, как мне кажется, говорить можно только о причинах интереса к слэшу у конкретного человека. Скажу о себе: у меня их три. Две внешних, изначально притянувших меня к слэшу, и одна внутренняя, которую я для себя выделила со временем как причину, по которой я продолжаю читать слэш (ну и писать иногда).
а) эмоциональный накал «запретной любви». Именно этим мне запомнился первый прочитанный слэш-фик. Если уж я читаю романтические истории, то я люблю именно такие — с запретом не внешним (а-ля Ромео и Джульетта), а внутренним, когда сам герой глубоко убежден в том, что его любовь недопустима и непозволительна — и ему предстоит внутренняя борьба.
Но это, в конце концов, не главное в слэше и встречается далеко не во всех фиках, поэтому довольно скоро перевесила другая причина.
б) «выворачивание» клише. Опять-таки, мой любимый мотив далеко не только в фанфиках. Берем стандартную приключенческую/детективную/любовную/политическую историю и заменяем героиню на героя №2. Что изменяется? И почему?
Ну и то, что я для себя постепенно поняла:
в) я люблю иногда почитать что-то с романтическим уклоном. Но я не хочу подсознательно «вписывать» в романтическую линию себя. Мне как женщине намного проще идентифицироваться с женскими персонажами. Для того, чтобы этого не происходило, героиня должна быть очень уж ярко выписана и представлять собой очень уж необычную личность. Поэтому романтическую линию в сюжете между двумя мужчинами мне читать психологически комфортнее: это не про меня и никоим образом не может быть про меня.
3) Я читаю слэш восемь лет, а пишу — семь. Я слышала очень много аргументов против слэша. Абсолютное большинство этих аргументов некорректны потому, что они относятся на самом деле не к слэшу конкретно, а ко всему фэнфикшну вообще (в нелюбви к фэнфикшну в целом нет ничего особо нелогичного, это дело вкуса и особенностей восприятия. Но не стоит брать аргументы против фэнфикшна и применять их только и исключительно к слэшу).
Единственный, на мой взгляд, заслуживающий внимания аргумент против слэша состоит в том, что слэш сводит всю палитру отношений к постели. Я с этим не согласна, но понимаю, на чем основано такое мнение. Дело в том, что сам термин «слэш», на мой взгляд, страдает от некоторой неопределенности и употребляется для обозначения двух разных понятий.
Слэш — это одновременно и жанр, и ворнинг. Поясню свою мысль и ее связь с темой совсем уж подробно.
4) Почему все-таки слэш так распространен среди фанфикеров? Я это объясняю себе примерно так:
Досочинение героям новых приключений — занятие вполне понятное, но оно имеет ограниченный потенциал и интерес. Такой тип фанфиков ориентирован прежде всего на сюжет. Большинство же взрослых фанфикеров берутся за дело, вдохновляемые любовью и интересом прежде всего к характерам героев.
Чтобы писать фанфики с упором на характер, лучше всего иметь какой-то свой подход; угол для нового взгляда на героев, под которым они останутся (по мере мастерства фанфикера) собой, но заиграют новыми красками. Каждый фанфикер решает проблему этого угла зрения по-разному, но есть и общие тенденции. У каждой эпохи свои неразрешенные и острые проблемы, которые служат хорошим, так сказать, катализатором для почти любой группы людей. Думается мне, что если б фанфики писались в позднеелизаветинской Англии, например, с ее отношением к католикам, то были бы популярны фики, в которых любимый персонаж автора втайне католик, и его терзает мысль о том, не выдадут ли его близкие, если узнают, и ему хочется обратить их в свою веру, но он не решается…
Религия практически перестала быть для нас самой волнующей проблемой. Во второй половине 20 века на сцену вышел вопрос сексуальности, а к концу 20 века — альтернативной сексуальности. Для людей нашего времени отношение к гомосексуальности — не окончательно разрешенный вопрос, столкнуться с которым может любой. Отсюда слэш как средство взглянуть на персонажей по-новому.
Все это ИМХО, если кто не догадался.
То есть, если бы фанфики писали в каком-нибудь там шестнадцатом-семнадцатом веке, самой модной темой было бы, допустим "Ромео и Джульетта открывают Америку", "Декамерон в далеком Китае" или "Кругосветное путешествие Жиль Блаза"?
А в викторианской Англии всех героев бы морили чахоткой и описывали бы их страшно трогательную и поучительную кончину.
Ну почему? Как поведет себя тот или иной герой при столкновении с индейцами-китайцами-папуасами...
Аплодирую стоя. Давненько не случалось встречать мнение, настолько схожее с моим.
Максимум, что возможно — определить, что «а вот еще такая группа людей интересуется слэшем по таким-то причинам». Но нужно ли это делать, если учесть, что у конкретного человека причины могут быть весьма смешанного характера?
Ну, честно говоря, этот вопрос принципиально не отличается от вопроса "Нужно ли писать фанфикшен, если учесть, что у каждого человека может быть свой взгляд на любимых героев (или учесть что-нибудь другое)?"
Нужно, не нужно - но интересно ведь, можно и поопределять.
Однако Ваш пост подал мне очень важную мысль - разделить и определить раздельно причины лично для меня и причины общие, касаемые других людей. На самом деле рассуждалось всегда о причинах общих, и, подумав, могу объяснить это только тем, что личная моя причина, по которой я читаю слэш, одна единственная - потому что другого фанфикшена нет. В конечном счёте уже по-хорошему привыкла, но ситуация всё равно как-то не устраивает до конца, и хотелось бы, очень хотелось бы иметь возможность читать и гет, и - более того - видеть интересные женские персонажи. И вот тут уже задумываешься - а почему, собственно, нет ничего кроме? А это, как ни крути, будет размышлением о чужих причинах предпочитать слэш.
Единственный, на мой взгляд, заслуживающий внимания аргумент против слэша состоит в том, что слэш сводит всю палитру отношений к постели.
На самом деле эти слова не так уж бессмысленны. И причина вывода "сводит к постели" не только в том, что сам факт однополой связи воспринимается более остро. (Кстати, кем это он до сих пор так воспринимается?) Причина, по-моему, элементарно в том, что секса - много, и он - одна из важнейших составляющих частей произведения в целом, в любом качестве - как самоцель, как двигатель сюжета, как способ проявления эмоций и выражения черт характера, как антураж. Иными словами - он неотъемлимая часть жизни героев. Или, еще по-другому - секс не исключается искусственно из жизни героев, его не обходят и не сокращают. И это правильно. Но при старой давней привычки к табу на секс, наличие подробных, откровенных сексуальных сцен воспринимается как "сводится вся палитра отношений к постели", хотя на самом деле как раз в этом случае вся палитра отношений остается полной, где секс играет роль не большую и не меньшую, чем на самом деле играет.
И получается, что это возражение опять-таки не против слэша, а против фанфикшена как такового.
Это, конечно, да. Просто у меня это направление вызывает сомнения по двум причинам сразу: (а) результаты непроверяемы, и (б) эти самые результаты слишком часто используются для заклеймения обсуждаемой категории фэнов.
личная моя причина, по которой я читаю слэш, одна единственная - потому что другого фанфикшена нет.
А вот такая причина мне раньше не попадалась, если честно... Я удивлена. Немножко.
Сам факт однополой связи воспринимается более остро. (Кстати, кем это он до сих пор так воспринимается?)
Общественным сознанием? Во всяком случае, мне не раз попадались люди, вполне искренне считающие версию, в которой у персонажа Икс может быть роман с лицом одного с ним пола - оскорблением персонажа Икс.
Иными словами - он неотъемлимая часть жизни героев. Или, еще по-другому - секс не исключается искусственно из жизни героев, его не обходят и не сокращают. И это правильно. Но при старой давней привычки к табу на секс, наличие подробных, откровенных сексуальных сцен воспринимается как "сводится вся палитра отношений к постели", хотя на самом деле как раз в этом случае вся палитра отношений остается полной, где секс играет роль не большую и не меньшую, чем на самом деле играет.
Возможно... Во всяком случае, мне попадались такие аргументы в некоторых фэндомах (особенно в толкиеновском - есть мнение, что толкиеновской вселенной чуждо внимание к сексу настолько же большое, насколько ему уделяется в нашей вселенной).
Тут еще может быть вот какой момент: фэнфики чаще всего пишут по произведениям жанровым. СФ, фэнтези, отчасти приключения. Возможно, слэш по современным мэйнстримовым романам не вызывал бы вообще никаких вопросов - а от жанровой литературы многие ждут совсем другого.
... но, правда, растет количество вполне себе публикуемой фэнтези/СФ с присутствием гомосексуальной тематики. В России, правда, эта тематика вводится чаще всего шуточно/намеками, но она есть...
личная моя причина, по которой я читаю слэш, одна единственная - потому что другого фанфикшена нет.
А вот такая причина мне раньше не попадалась, если честно... Я удивлена. Немножко.
Ну тут, конечно, стоит иметь в виду тот факт, что Гарри Поттера я не ем.
Таэлле спасибо! Ты молодца.
Хны, сейчас конкретно ругают за ООС... но ООС именно слэшерский. Ну вот почему нельзя слэшить героя, даже если у него жена и 8 детей в каноне, - если в каноне не сказано, что он жену любит и ни-ни даже по бабам? У поэта К.Р., кста, было тоже много детей, хотя жену он навещал с периодичностью Э.Окделла...
Вейзеля я бы не стала слэшить никогда, например...
А за ООС ругают в исходном посте, в дискуссию я глянула, и она плавно сворачивает на ООСшность слэша как такового. В общем, опять борются. Ну да бог с ними, кому-то нравится бороться, а мне вот теоретизировать.
В цитатник!
возможно, в некоторых фэндомах дело обстоит именно так, но не во всех же.
Ну мне пока вот так везёт.
А, кажется, а понимаю, почему у нас с гетом такая беда.
Обычные м-ж романы в книгах Буджолд как правило начаты и завершены на глазах у читателя. Дальнейшего развития отношений помимо книги не нужно, кроме "жили они долго и счастливо". Следовательно, либо разбивать удачные пары и писать АУ (сводить, скажем, Айвена с Катрионой, как в одном макси-слэшфике второй сюжетной линией), либо рисовать не слишком интересную картину на тему "все счастливые семьи счастливы одинаково". Причем это АУ должно быть кардинальным, так как интимные отношения мужчин могут пройти как случайные, сочетающиеся с другими - работа, дружба, соперничество... - не переламывая ход прочих событий, удачный же роман неизбежно должен заканчиваться свадьбой.
Причем это АУ должно быть кардинальным, так как интимные отношения мужчин могут пройти как случайные, сочетающиеся с другими - работа, дружба, соперничество... - не переламывая ход прочих событий, удачный же роман неизбежно должен заканчиваться свадьбой
Да ну ладно! Что-то те же романы Майлза - весьма удачные и дорогие для участников и после завершения отношений - свадьбой закончились лишь однажды.
Другое дело - что да, Буджолд и сама прекрасно справляется с развитием отношений между героями. И если возможности отношений между героями одного пола автором, как правило, не рассматриваются, то возможности отношений между мужчиной и женщиной она редко упускает. А там, где прошёл автор, фанфикеру чаще всего делать уже нечего.
Ну я примерно то же самое написала в том посте, по которому Вы меня впервые нашли.
здорово, отличный анализ.
мне особенно понравилось про неотождествление с героиней и игра с запретным плодом.
есть еще чисто житейские причины типа давления аудитории и в среднем более высокого качества слэшных текстов.
ну, я не уверена, но время от времени ловлю себя на мысли, что если напишу гет, его никто не будет читать
Или прячьте под замки.Крейди то есть пишите каноническое. Хм. Боюсь, с замками у товарищей скорее выйдет. Потому что есть, конечно, слой фикеров, пишущих исключительно каноническое-никак-не-выходящее-за-рамки (IC1 по этой классификации), но он, как показывает мой опыт, практически не пересекается со слоем слэшеров.
Интересно только, будут ли товарищи довольны, когда добьются поголовного озамочивания?
Интересно только, будут ли товарищи довольны, когда добьются поголовного озамочивания?
Вот-вот. Пока они делают вид, что это им все равно. Или шипят в закрытых дневникахх и записях, не знаю. Но им же будет тогда неинтересно жить, в эру всеобщего озамочивания!
Какой же это аргумент? К постели все сводит не жанр а плохие авторы, не сумевшие передать палитру отношений.
Ну ИМХО.
С другой стороны слэш это почти всегда "никанон" а чаще даже прямое нарушение канона, и как следствие нарушение канонической черты характера персонажа.