sugar and spice and everything nice
И на могиле моей напишут: "Умерла от безнадежности, в 1423-й раз прочитав в дайри, что Шекспир писал фанфики".
Вот еще. Из-за каждого воинствующего невежества - в могилу!
Ну тут еще имеет значение, что определения фанфика у нас так и нет.
Eswet думаешь, таки нет нигде? Кто-то же этим занимается... И потом, можно же определять от противного.
Eswet
тут еще имеет значение, что определения фанфика у нас так и нет
Возможно, это текст, снабженный дисклеймером об отказе от авторских прав в пользу автора "канона"?
Кстати, а мне нравится то, что написано о фанфиках и фанфикшене в Википедии, вот тут: http://en.wikipedia.org/wiki/Fan_fiction
Мне (как стороннему наблюдателю, а не как человеку в этом живущему) эта статья кажется вполне описывающей ситуацию в целом и включающей достаточное количество частных случаев, чтобы быть авторитетной.
Но это "со стороны".
Грач хм. Интересный подход - это получается авторская интенция как определяющий фактор...
Twistress там приводится и "шекспировское" определение, кстати - unauthorized derivative work.
От праааативного
Не знаю, негативные отпределения (не то, не это и не вон то) мне кажутся несколько ущербными.
Или ты не их имеешь в виду?
Twistress
Есть. Но феномен фанфикшена, мне кажется, стоит рассматривать скорее как методологическую категорию, нежели как текстовую...
Википедическая статья меня расстраивает тем, что практически каждое определение там снабжено пометкой "часто, но не всегда". Понятно, что литературоведение, мягко говоря, не точная наука, а уж заходы на смежную тематику и вовсе размывают границы до полной прозрачности, но хотелось бы все-таки определиться
Грач
А если он не снабжен дисклеймером, то он от этого перестает быть фанфиком? удивляюсь как человек, вспоминающий о дисклеймере только тогда, когда натыкается на это требование к шапке фика.
Хммммм, где-то у меня валяется телега про фанфики и то, что я думаю о них - только я ее еще, кажется, не затэговала. Надо поискать.
Основная мысля там была в том, что фанфик - это такой текст, который читатель не может воспринимать без знания первоисточника (т.е. будет потеря более чем половины смысла). Тоже, конечно, в высшей степени уязвимое предположение, но, делая его, я нарочно опиралась не на авторскую интенцию, не на юридическое положение и не на хозяйственный статус (публикацию), а именно на позицию текста в, скажем так, литературном процессе.
Чисто категорий текста, наверное, тут действительно не хватит. Я, кстати, и вариант Грач истолковала в том смысле, что фанфик - это текст, автор которого мыслил его как фанфик.
Что касается твоей основной мысли - строго говоря, да, наверное, но вот многие специально пишут фики с расчетом на то, чтобы можно было понять текст и без знания фэндома (а многие читатели хвалят тексты именно за это). Это уже не фанфик?
Очень интересное предположение, но сразу два вопроса - почему именно половина смысла (и как эту половину измерять), и что станет, если автор фика включит в свой текст большое количество метаотсылок, в виде, по сути, прямых цитат, разъясняющих мир первоисточника - перестанет ли произведение быть фанфиком?
Для меня всегда было неочевидным условием "фанфик - это то, что в совокупности с каноном воспринимается шире и глубже, чем самостоятельно", но это же относимо к любому тексту с использованием аллюзии [реминесценции, пародии, далее по тексту]...
фанфик - это текст, автор которого мыслил его как фанфик.
Ну, в общем, да
Eswet
А если он не снабжен дисклеймером, то он от этого перестает быть фанфиком?
ИМХО, тогда он становится предметом для обсуждения
Тем не менее мне кажется, это неплохое определение, из которого будет меньше исключений, чем из любого другого, данного произведениям подобного рода.
В частности, вот из этого определения:
фанфик - это такой текст, который читатель не может воспринимать без знания первоисточника
исключений будет значительно больше, как мне кажется.
Сложно сказать
Вот "Черный Баламут" у Олди, это фанфик по Махабхарате или нет?
jetta-e
Половина - это очень условное указание, разумеется. Тем более, что есть же такая подкатегория - АУшные фанфики, которые вообще с первоисточником в сложных отношениях, и там приходится давать какую-то базу, которой нормальный фик лишен в силу ненужности.
Я так понимаю, что в тот момент, когда фанфик становится самодостаточен, хотя бы и за счет обильно цитируемого первоисточника, он и перестает быть фиком. Возьмем JCSS - он по сути своей как раз фанфик на Библию, воспринимать его хотя бы без схематичного знания Нового Завета несколько странно (но, может, и можно - просто я не пробовала и не знаю никого, кто бы пробовал), но ведь он самостоятельное художественное произведение.
Грач
Определение по авторской интенции, думается мне, не вполне удачно в том плане, что оно целиком упирается в авторский субъективизм.
А определение по соотненсению с первоисточником, конечно, имеет здоровенную слабину, как только начинается пограничная область, о чем двумя абзацами выше
Что касается половины, то тут лучше, конечно, просто сказать вместо "больше половины" - "преимущественно".
Но вообще мне в чем-то нравится википедическое "написано фэнами" (ну да, опять интенция). То есть тот же JCSS все же написан, по-моему, не потому, что "мы так любим эту историю, мы хотим повозиться с ее героями", а потому, что "эту историю все знают, значит, ее можно повернуть новой стороной и все поймут наши отсылки".
Вот уж этого мы не знаем
Ой, а вот теперь определение фэна в студию... и мы окончательно запутаемся
подтверждение: критерием качества фанфика является IC/OOC.
следствие 1: для фанфика необходим канон, каноном может являться любое художественное произведение.
следствие 2: историческая проза фанфиком не считается.
следствие 3: истории про дон жуана и доктора фауста могут считаться фанфиками, если можно доказать наличие первоисточника.
заимствование сюжета не является ни плагиатом, ни фанфиком, посему шекспир фанфиков не писал (или писал, но по неизвестным нам канонам).
вопрос: могут ли считаться фанфиками произведения, в которых фигурируют герои эпоса/народных сказок?
NoFace а РПС - это фанфик или нет? (я-то лично всегда считала, что нет, но...)
В том и проблема, что у большинства "бродячих сюжетов" в литературной истории имеется вполне себе авторский этап - и Гете с "Фаустом", и Мэллори со "Смертью Артура", и Гомер с "Иллиадой", и несть тому числа... Огромное количество классических новеллизаций сказок, эпосов и мифов - туда же. Современное массовое сознание знакомо с этими сюжетами именно через призму авторского литературного произведения. Это первое, что размывает определение.
Второе. Поправьте меня, но Шекспир вроде бы позаимствовал принца Амлета с его местью у Саксона Грамматика, нет? Вот вам наличие канона и автора. Снова незадача.
Олди с "Черным Баламутом" и "Махабхарата". Уайт с "Королем былого и грядущего" и Томас Мэлори. Дэн Симмонс с "Иллионом" и Гомер. Сапковский с "Золотым полднем" и Кэролл. Желязны с "Коль с Фаустом тебе не повезло" и Гете. Фанфики? Держу пари, вы не сможете провести границу...
Значит, так. Мы хотим выяснить что такое фанфик (дальше - фик, для краткости). При этом утвердившегося определения понятия фика нет, и его пытаются на ходу создать. Все бы хорошо, но...
1) Сторонники отделения фиков от прочего литературного процесса и, следовательно, категоризации этого явления зачастую дают определение через частные негативные примеры. "Фик - это то, что пишет фанатка ГП Маша Пупкина, но не то, что писал Шекспир" (я утрирую, безусловно, и прошу за то прощения у сторонников описываемой точки зрения). Может, оно в данном конкретном случае и верно, но факторов, разделяющих девочку Машу с Вильямом нашим Ш. слишком много, чтобы понять, какие отличают фикрайтера от писателя, какие женщину от мужчины, а какие - графомана от гения. Под ту же разновидность логической ошибки, по-моему, подходит определение типа "это не фанфик, это аллюзия"; для меня оно звучит так же, как если бы мне сказали "оно не круглое, оно мягкое" - где сказано, что фик как метод не может содержать аллюзию как прием, равно как и не содержать ее? Проще говоря, невозможно описать явление через вакуум того, чем оно НЕ является. А если мы хотим описать, то , что такое есть фик, нам придется создать определение со множеством И, причем как только очередное "И" опровергнется примером "от противного", цепочку придется удлинять или перестраивать.
2) По-моему, никто не может толком решить, в каких категориях мы вообще хотим рассматривать фанфикшн - литературоведения (как чистый текст, но тогда уж без анализа личности, интенций фикрайтера, наличия дисклеймеров и выплаченного гонорара), коммерческого права (и тогда нам важнее всего, зарабатывает ли автор на этом деньги и с какой целью писал), социологии (фанфикшн массовый как социальное явление эпохи интернета, переход количества в качество... и в этом случае предметом анализа являются не отдельные тексты, но тенденции фэндома как сообщества) или вовсе чистого читательского восприятия (качество текста, понятность в отрыве от канона, популярность и т.д.). то совершенно разные вещи. Смешивать одно с другим в одном определении невозможно, ИМХО.
(касательно п. 1 я согласна, но мне кажется, что сравнение и перебор, не давая приличного определения, при этом полезны как метод размышлений. А вот с п. 2, кажется мне, в итоге должны возникнуть, ну, скажем, определения фанфикшна от разных наук)
Просто эти определения будут накрывать совершенно разные подмножества текстов, а смазываться общностью термина. Ну, как норма в социальном, медицинском, юридическом и статистическом понимании - четыре большие разницы.
Уже же и сейчас есть как минимум два значения термина "фэндом"...
Угу. Как коммюнити и как совокупное творчество оного.
Возвращаясь к...
Пока что последним вариантом было "Художественное произведение, открыто, но без плагиата [тут нужно определение] использующее в основной своей теме вымышленные сущности (мир и/или героев), созданных воображением другого автора".
Это исключает из разряда фиков эпизодические отсылки, фантазирование о реальных персонажах (РПС и не только) и производные от неавторизованного фольклора типа мифов, так?