sugar and spice and everything nice
Наблюдая за тем, как бродят по кругу сетевые дискуссии, я частенько задумываюсь о том, что надо бы сформулировать затычки для всех наиболее распространенных бочек и доставать их по случаю - в целях экономии энергии.
В последнее время мне вот напомнили про бочку №2 - критику фиков (бочка №1 в моей сетевой биографии - это, конечно, слэш как таковой). Хороший повод попробовать-таки сделать эту самую затычку. Запись за декабрь прошлого года - цитирую, а не поднимаю, потому что там не только про это.
"Почувствуй себя крокодилом
... я в очередной раз наткнулась на выплески отшумевшей дискуссии о критике и критиках и поняла, что я злобная и нечуткая. Мне это уже как-то говорили, но я не прониклась. А теперь прониклась. Потому что я уверена, что:
1) Критиковать надо. Для поддержания в авторах здравого взгляда на мир.
2) Критиковать надо вежливо, потому что все надо делать вежливо. Кто не умеет критиковать вежливо, тот... еще больший крокодил, чем я.
3) Никто не обязан соглашаться со всей критикой. Но принимать ее тоже надо вежливо. Вежливым кивком. Если кто принимает ее исключительно ... открытым трепещущим сердцем, то так жить вообще нельзя, и с этим надо что-то делать. И учиться закрывать свое трепещущее сердце лучше на фиках, чем на чем-нибудь еще. "
Примечание к п.1: под "критиковать" я здесь имею в виду не столько то, чем занимаются авторы, скажем, критических статей в журналах, сколько написание отзывов, не являющихся однозначно положительными, в местах, где автор исходного текста их гарантированно прочтет и имеет шанс вступить с автором отзыва в диалог.
В последнее время мне вот напомнили про бочку №2 - критику фиков (бочка №1 в моей сетевой биографии - это, конечно, слэш как таковой). Хороший повод попробовать-таки сделать эту самую затычку. Запись за декабрь прошлого года - цитирую, а не поднимаю, потому что там не только про это.
"Почувствуй себя крокодилом
... я в очередной раз наткнулась на выплески отшумевшей дискуссии о критике и критиках и поняла, что я злобная и нечуткая. Мне это уже как-то говорили, но я не прониклась. А теперь прониклась. Потому что я уверена, что:
1) Критиковать надо. Для поддержания в авторах здравого взгляда на мир.
2) Критиковать надо вежливо, потому что все надо делать вежливо. Кто не умеет критиковать вежливо, тот... еще больший крокодил, чем я.
3) Никто не обязан соглашаться со всей критикой. Но принимать ее тоже надо вежливо. Вежливым кивком. Если кто принимает ее исключительно ... открытым трепещущим сердцем, то так жить вообще нельзя, и с этим надо что-то делать. И учиться закрывать свое трепещущее сердце лучше на фиках, чем на чем-нибудь еще. "
Примечание к п.1: под "критиковать" я здесь имею в виду не столько то, чем занимаются авторы, скажем, критических статей в журналах, сколько написание отзывов, не являющихся однозначно положительными, в местах, где автор исходного текста их гарантированно прочтет и имеет шанс вступить с автором отзыва в диалог.
Это я понимаю, но тогда тем более — неадекватная реакция тоже недостаток, разве нет?)
И наоборот — люди, вменяемо реагирующие на критику, даже слегка неадекватную, внушают некоторое уважение))
Да. Я тоже всегда восхищаюсь.
Это верно, но колебания самооценки иногда бывают по шкале Рихтера. Сердце сердцем и черт с ним, но когда тебе диагностируют ООС в том месте, где ты свято был уверен в каноничности... в общем, иногда бывает сложно удержаться от "я так вижу и такова моя авторская воля!"
(Как мне сказали однажды в дискуссии о критике, "просто у тебя хорошая самооценка и глубокая уверенность в себе, тебе не понять людей, которые действительно переживают".)
А вторы, которым такое сказать можно, уже на критиков кидаются гораздо реже.
Таэлле, хорошая затычка :-))) Очень емкая, вежливая и ответить практически нечего :-))
А вооюще, спор о критике чаще всего - спор о том, как реагировать на слабый, местами бездарный фик, который написал автор, который вообще писать еще только начал пробовать, однако уже хотит признания.
Это еще и спор об этикете - раз, и, в конечном счете, вариант спора "рабочий против интеллигента" в чем-то - вечная эта отсылка на то, что критики сами не могут писать. Существует у многих неизгладимая вера в то, что тот, кто делает продукт, изначально более прав, чем тот, кто анализирует этот продукт.
А вообще, если автор хочет радовать себя и творить - пусть пишеь в стол.
Если же что-то появилось на форуме/сообществе - то как "спасибо" получать - все рады, и вежливо и правильно.
Но ведь тогда под каждым прочитаным фиком сказать "не понравилось" так же равноправно. А то вежливо молчиш-молчишь... а потом на сообществе стихи появляются *грустно смеется*
Это незаинтересованные наблюдатели так думают.
Если же что-то появилось на форуме/сообществе - то как "спасибо" получать - все рады, и вежливо и правильно.
А на этот счет я тут наткнулась в очередной дискуссии о критике на замечательный диалог:
Икс: Если автор обнародует вещь - он автоматически подписывается на мнения.
Игрек: Почему? Обнародуют вещи для того, чтобы их прочитали (кому хочется). А для того, чтобы выссказали свое мнение, обнародуют вещи в специально отведенных местах, форумы называются, либо указывают, что, мол, пишите вот сюда-то свои отзывы.
А то вежливо молчиш-молчишь... а потом на сообществе стихи появляются *грустно смеется*
Критика как превентивная мера против стихов?
"просто у тебя хорошая самооценка и глубокая уверенность в себе, тебе не понять людей, которые действительно переживают"
Гм. Ты знаешь, я как-то обычно думаю, что если у человека плохая самооценка, то вообще нефиг выкладывать свои нетленки туда, где их могут обругать. Есть емейл и закрытые записи.
А заинтересованные жертвы критики могут или таки научиться всем видам
боевыхсловесных искусств и раскидыватьграбителей и насильниководним движением ударом пальца по клавиатуре. Или все-такине шляться в короткой юбке и бл***ой раскраске ночью по вокзаламне вывешивать свои произведения на тех форумах, где ходят злые и зубастые критики.Игрек: Почему? Обнародуют вещи для того, чтобы их прочитали (кому хочется). А для того, чтобы выссказали свое мнение, обнародуют вещи в специально отведенных местах, форумы называются
Ага, то есть на форумах как раз таки критиковать можно? *оживляется*
Критика как превентивная мера против стихов?
Нет, критика, как способ показать общий уровень ожидаемого и приемлемого качества текста.
Вот это - хвалят, вот это в массе своей критики игнорируют, но и прочие хвалят немного. А вот за это - ругают и критикуют.
Тут же не только интересы критикуемого автора и самого критика затронуты.
Работает принцип: раз вот этого с таким фиком хвалят, то и я с моим не хуже! И единственный способ не дать авторам равняться на тех, кто лучше, это критиковать тех, кто хуже, слабее и просто таки пинать за ошибки.
Чтоб прежде чем делиться радостью своего творчества с широкой публикой, автор подумал, а что публика на это ответит.
Глупые. По-моему, самый надежный способ услышать что-нибудь хорошее - это заявить "Люди, скажите мне что-нибудь хорошее, а?"
До прихода в руфэндом я грешила на этот счет на государственную школьную систему США. Ан нет, такое отношение к критике и здесь живо...
единственный способ не дать авторам равняться на тех, кто лучше, это критиковать тех, кто хуже, слабее и просто таки пинать за ошибки
Это я тупое, ты потеряла одно "не" или тут все правильно написано?..
Таэлле
сочетание плохой самооценки с оптимизмом и верой в человеческую доброту?
Альтернативная одаренность?..
Ну учатся. Просто получается плохо - молотят руками и ногами куда достанут...
Ага, то есть на форумах как раз таки критиковать можно? *оживляется*
Очевидно. Жаль, мне лень.
Eswet Альтернативная одаренность?
Она, родимая - ну, в самых ярких случаях. В средней ситуации все же в основном инстинкты и отсутствие привычки продумывать возможные последствия своих действий.
Таэлле, и за то, что не учатся - тоже критиковать! *раскишелась*
наверное, и на сообществах?
то есть, любое общественное место, доступ куда определяет не автор творения является априори открытым для критиков. Там можно хвалить, но можно и ругать. Как бы донести сию нехитрую мысльдо избиваемых и притесняемых творцов, а?
Плюс никто не отменял частного мнения, высказанного в совсем другом месте типа у себя на дайри. Это два.
Но пока человек будет воспринимать любые взаимодействия, кроме безусловно позитивных, как притеснение, боюсь, ничего ему не объяснить. Объяснения процесс двусторонний.
дрессировкатренировка юных и не очень авторов по методу "пойдешь туда - там током дернут"?сейчас то они вообще не знают, что такое ток, что от него бывает и сильно удивляются, когда с ними случается что-то кроме поглаживаний.
Я не садист, я могу спокойно рассказать, что не так и почему. Но лезть с конструктивом к гениальным аффтарам не тянет.
Хотя я, если честно, вообще ленивая зверушка и даже людей знакомых, в реакции которых более-менее уверена, критикую редко. Слишком бездарна в этой отрасли.
Если уж автору приходится объяснять, что недопустимо в худ тексте использовать сокращения, цифры вместо слов и цифры в словах... (((((
Ну, а мне вот везет. Меня обычно правят строго по делу и очень конкретно. Сама же предпочитаю хвалить, ибо критиковать - дело трудоемкое. И вообще, критиковать проще в лицо как-то.