sugar and spice and everything nice
Читаю отзыв о Франкфуртской книжной ярмарке, и в частности, о Премии мира Союза немецких книготорговцев, которая вручается в последний день ярмарки. В этот раз ее вручали историкам Яну и Алейде Ассманн, которые занимаются вопросами исторической памяти, и в отзыве приводится цитата из их благодарственной речи, которая показалась мне интересной.
"Национальная история - это не Священный Грааль, который надо спасти от загрязнения. Ужас и стыд тоже являются ее частью. Но давайте скажем одну вещь прямо. Постыдно только само историческое событие, а не освобождающая память о ней, которую мы делим с жертвами".
Речь, скорее всего, была на немецком, а эту цитату приводили на английском, так что точность понятий могла "поплыть", но мысль любопытная - хотя надо их как следует почитать, пока меня смущает идея, что память мы делим с жертвами/она общая с жертвами. Возможно, в более детальном контексте это звучит по-другому, но память, мне думается, все же у разных групп разная.
"Национальная история - это не Священный Грааль, который надо спасти от загрязнения. Ужас и стыд тоже являются ее частью. Но давайте скажем одну вещь прямо. Постыдно только само историческое событие, а не освобождающая память о ней, которую мы делим с жертвами".
Речь, скорее всего, была на немецком, а эту цитату приводили на английском, так что точность понятий могла "поплыть", но мысль любопытная - хотя надо их как следует почитать, пока меня смущает идея, что память мы делим с жертвами/она общая с жертвами. Возможно, в более детальном контексте это звучит по-другому, но память, мне думается, все же у разных групп разная.
Если интересно и я не слишком Вам помешал, влезши сюда, можно про их концепцию поговорить. А то журналисты, как обычно, пересказали то, что запомнили
У меня такое ощущение, что память в новистике относительно новая тема для разработки и многие туда мигрируют из других областей. Но чисто субъективное ощущение.
Таэлле, годов с 1970х. Как раз когда подросло послевоенное поколение. Ассманы и сами уже успели состариться
А начинали они с концепции культурной памяти как механизма самоидентификации общества, способов её сохранения, воспроизводства и передачи. На материалах Древнего Египта, да...Этим "культурная память" отличается от банальной памяти о событиях и переживаниях, которая умирает вместе с непосредственными участниками событий, самое большее во втором-третьем поколении (внукам очевидец еще рассказать что-то сам сможет, а дальше его рассказы либо позабудут, либо будут передавать пересказы пересказов). Дальше передаются уже не "факты", а "реперные точки", к которым привязаны определенные значения, трактовки и смыслы. Непосредственный очевидец может и не узнать в музейной панораме или в речах на демонстрации, что он в этом, оказывается, участвовал.