sugar and spice and everything nice
Одна из историй, "зацепивших" меня из писем Чехова - я часто, когда читаю такие вещи, иду искать информацию по адресатам, благо теперь многое доступно на расстоянии гуглопоиска: пишет он некоему Белоусову по поводу опубликованных тем переводов из "Кобзаря", очень тепло пишет.

... Иван Алексеевич Белоусов родился в Москве, в 1863 году - на три года младше Чехова. Его отец был портным и шил в том числе и на семью Чехова. Антон Павлович вообще любил прифрантиться, тогда они и познакомились и стали общаться. А общения молодому Белоусову наверняка не хватало: он рос в семье, где не просто не любили читать - иметь книги иметь считалось ненужным, а быть связанным с их написанием так и вовсе неприличным. А он - читал, а потом и писал стихи, по ночам, тайком. Вскоре начал и публиковать их в мелких газетах под псевдонимами (вторая половина девятнадцатого века вообще занимательное время, когда литература стала источником заработка, когда необыкновенно много всего писалось и издавалось).

И вот тогда, в это время тайного чтения, он полюбил творчество Шевченко - выучил украинский, стал переводить Шевченко, собирать переводы его другими писателями, мечтал об издании полного собрания сочинений. И сам писал стихи на украинские темы. А тем временем, нося на примерку пиджаки молодому Антоше Чехонте и разговаривая с ним о литературе, осмелился признаться ему, что пишет стихи, и дал почитать. Чехов похвалил.

Белоусов женился (Чехов гулял у него на свадьбе) и завел отдельную от отца портновскую мастерскую - а у него уже было опубликовано несколько сборников стихов, переводы (он уже переводил не только Шевченко, но и, скажем, Бернса - биографию которого он потом написал, а Чехов помог ему опубликовать). Потом он очень сильно заболел ревматизмом, и его увезли в Украину лечиться - а когда он вернулся в Москву, то шить уже больше не шил. Писал, переводил, занимался организаторской работой, помощью литераторам. Его друг Телешов писал: " Из опыта за полвека я вынес такое впечатление: кто с Белоусовым близок, от тех дурного не жди."

1902 год, двадцатилетие творческой деятельности Белоусова:

"Дорогой Иван Алексеевич, позвольте и мне поздравить Вас, крепко-крепко пожать руку и от всей души пожалеть, что меня нет с Вами.
Примите мое сердечное пожелание счастья, успехов, и дай бог Вам дожить (и нам вместе с Вами) до того вечера, когда мы могли бы собраться и отпраздновать сорокалетие Вашей деятельности, тихой, скромной и прекрасной. Крепко жму руку еще раз и обнимаю милого юбиляра.
Ваш А. Чехов."

Белоусов отвечает: "«У меня не хватает слов выразить Вам, как я был обрадован Вашим теплым письмом, Вашими подарками! „Юбилей“ мне устроили неожиданно — мне думалось сначала, что это просто затея „кружка“, хорошая, милая затея; но когда мне прочитали Ваше письмо и дали Вашу книгу с надписью, я задумался, и на душе стало спокойно. Я теперь верю, что все пережитое, перевыстраданное с хорошими целями и не для себя не забывается и вознаграждается»."

... умер он в тридцатом году, так что до сорокалетия своей творческой деятельности дожил. Оставил воспоминания обо всех, кого знал - я не читала, очень хочу найти. Что-то есть очень обаятельное в таких вот людях, занимающихся "тихой, скромной и прекрасной" работой, и что-то много говорящее об их времени.

@темы: люди