sugar and spice and everything nice
Я обещала написать про рукодельные детективы - вот, пишу. Сразу честно признаюсь - это все про книжки на английском, там подобных великое множество, а вот по-русски я рукодельных, как и иных "тематических", детективов ни разу не видела.
Жанр "уютного" детектива, насколько я понимаю - это попытка возродить атмосферу книжек типа Агаты Кристи, чтоб не триллер и не психологически-мазохистические страдания агента, ловящего маньяка, а приятное чтиво для отдыха. Для этого у детектива должна быть в целом более-менее идиллическая атмосфера: мир устроен уютно и приятно, преступление его нарушает, но его раскроют, и мир снова станет упорядоченным. У Кристи с такой атмосферой как-то попроще - не то чтобы в мире тогда не было суматохи и тревоги, но, скажем так, люди больше готовы были верить в существование порядка и покоя.
В наше время той же цели чаще всего достигают "сужением" поля действия - а заодно и привязкой к чему-то приятному/интересному. От исторических детективов, где преступления раскрывают светские дамы двадцатых годов (не забывая о новом платье), до детективов, где дело происходит в кулинарной школе или цветочном магазине (обычно названия детективов связаны с "темой", и в них, как и в аннотации, примерно миллион каламбуров, обыгрывающих эту тему).
Кроме того, привязка к миру хобби или профессии позволяет читателям, разделяющим их, почувствовать сродство с героями - я как-то это очень остро ощутила на себе, читая детективы Моники Феррис про хозяйку рукодельного магазинчика. Читаешь, читаешь... аааа, героиня едет на выставку-продажу и закупается у Крейника! Покупает наборы для вышивания, и все имена-то знакомые!
Героиня детективов Моники Феррис, Бетси Девоншир, приезжает после трудного развода погостить к сестре Марго, владелице рукодельного магазина в маленьком городке в Миннесоте - а сестру убивают. Ну и приходится ей, чтобы не влипнуть, разбираться в убийстве самой - а заодно и в рукоделии и в управлении магазином. Феррис рассказывала, что изначально, когда ей предложили написать такую серию, придумала в качестве ключевого персонажа Марго, но потом поняла, что недостаточно разбирается в рукоделии - и дело перешло к Бетси, которой пришлось учиться всему с нуля.
... кстати, серия вышла вообще на редкость познавательная - мало того, что почти в каждой серии базово рассказывают о каком-нибудь виде рукоделия (а я потом сижу и разбираюсь, как это по-русски. Заодно рукодельную лексику набираю), попутно живое такое представление складывается о том, как ведется мелкий бизнес вообще и рукодельный мелкий бизнес в частности (если коротко: это невыгодно. Из одного из поздних романов серии - "Объявили о банкротстве через восемь месяцев? Вы что, не в курсе, что малый бизнес первый год вообще никогда не приносит доход? Восемь месяцев - это они даже не _попытались_!"), и о Миннесоте, об ее достопримечательностях, городах и городках (Эксельсиор, где происходит действие романов, совершенно реальное место).
Для своего жанра книги достаточно реалистичны - я не только про бизнес, я еще и про разворачивание ситуации "любитель почему-то занимается детективными изысканиями". Бетси к этому, в общем, не рвется, и в какой-то момент у нее практически нервный срыв после нескольких трудных дел подряд; ее обычно просят помочь, но ей случается отказываться - "тут я ничем помочь не могу". И еще тут нет нелюбимого мною натужного тона "юмористических детективов" - "ах, я такая дурочка", "ах, я увидела симпатичного мужика и начала делать глупости" (Бетси за пятьдесят, но личная жизнь у нее на протяжении романов есть. Довольно разнообразная, но не выпирающая на передний план. Личная жизнь есть и у менеджера ее магазинчика Годвина, молодого гея, и у ее подруги-полицейской). И очень симпатичные герои - кроме упомянутых, еще и группа рукодельниц, регулярно собирающихся в магазинчике и активно интересующихся расследованиями Бетси.
В общем, на редкость удачный баланс: дочитав 15 книг этой серии, я взялась за другие рукодельные романы, но ни один не увлек настолько - хотя может, дело в менее знакомых мне видах рукоделия? Правда, вот сейчас серию детективов про квилты и квилтинг я читаю с большим интересом (квилтингом мне всегда хотелось заняться, но он меня пугает).
Жанр "уютного" детектива, насколько я понимаю - это попытка возродить атмосферу книжек типа Агаты Кристи, чтоб не триллер и не психологически-мазохистические страдания агента, ловящего маньяка, а приятное чтиво для отдыха. Для этого у детектива должна быть в целом более-менее идиллическая атмосфера: мир устроен уютно и приятно, преступление его нарушает, но его раскроют, и мир снова станет упорядоченным. У Кристи с такой атмосферой как-то попроще - не то чтобы в мире тогда не было суматохи и тревоги, но, скажем так, люди больше готовы были верить в существование порядка и покоя.
В наше время той же цели чаще всего достигают "сужением" поля действия - а заодно и привязкой к чему-то приятному/интересному. От исторических детективов, где преступления раскрывают светские дамы двадцатых годов (не забывая о новом платье), до детективов, где дело происходит в кулинарной школе или цветочном магазине (обычно названия детективов связаны с "темой", и в них, как и в аннотации, примерно миллион каламбуров, обыгрывающих эту тему).
Кроме того, привязка к миру хобби или профессии позволяет читателям, разделяющим их, почувствовать сродство с героями - я как-то это очень остро ощутила на себе, читая детективы Моники Феррис про хозяйку рукодельного магазинчика. Читаешь, читаешь... аааа, героиня едет на выставку-продажу и закупается у Крейника! Покупает наборы для вышивания, и все имена-то знакомые!
Героиня детективов Моники Феррис, Бетси Девоншир, приезжает после трудного развода погостить к сестре Марго, владелице рукодельного магазина в маленьком городке в Миннесоте - а сестру убивают. Ну и приходится ей, чтобы не влипнуть, разбираться в убийстве самой - а заодно и в рукоделии и в управлении магазином. Феррис рассказывала, что изначально, когда ей предложили написать такую серию, придумала в качестве ключевого персонажа Марго, но потом поняла, что недостаточно разбирается в рукоделии - и дело перешло к Бетси, которой пришлось учиться всему с нуля.
... кстати, серия вышла вообще на редкость познавательная - мало того, что почти в каждой серии базово рассказывают о каком-нибудь виде рукоделия (а я потом сижу и разбираюсь, как это по-русски. Заодно рукодельную лексику набираю), попутно живое такое представление складывается о том, как ведется мелкий бизнес вообще и рукодельный мелкий бизнес в частности (если коротко: это невыгодно. Из одного из поздних романов серии - "Объявили о банкротстве через восемь месяцев? Вы что, не в курсе, что малый бизнес первый год вообще никогда не приносит доход? Восемь месяцев - это они даже не _попытались_!"), и о Миннесоте, об ее достопримечательностях, городах и городках (Эксельсиор, где происходит действие романов, совершенно реальное место).
Для своего жанра книги достаточно реалистичны - я не только про бизнес, я еще и про разворачивание ситуации "любитель почему-то занимается детективными изысканиями". Бетси к этому, в общем, не рвется, и в какой-то момент у нее практически нервный срыв после нескольких трудных дел подряд; ее обычно просят помочь, но ей случается отказываться - "тут я ничем помочь не могу". И еще тут нет нелюбимого мною натужного тона "юмористических детективов" - "ах, я такая дурочка", "ах, я увидела симпатичного мужика и начала делать глупости" (Бетси за пятьдесят, но личная жизнь у нее на протяжении романов есть. Довольно разнообразная, но не выпирающая на передний план. Личная жизнь есть и у менеджера ее магазинчика Годвина, молодого гея, и у ее подруги-полицейской). И очень симпатичные герои - кроме упомянутых, еще и группа рукодельниц, регулярно собирающихся в магазинчике и активно интересующихся расследованиями Бетси.
В общем, на редкость удачный баланс: дочитав 15 книг этой серии, я взялась за другие рукодельные романы, но ни один не увлек настолько - хотя может, дело в менее знакомых мне видах рукоделия? Правда, вот сейчас серию детективов про квилты и квилтинг я читаю с большим интересом (квилтингом мне всегда хотелось заняться, но он меня пугает).
какая милейшая прелесть))
нашла Монику Феррис на амазоне, сейчас накачаю себе бесплатных сэмплов в киндлу и тоже с удовольствием посмотрю!
спасибо за рек)
а кстати ты пишешь про 15 книг серии, но у нее на сайте вроде перечислено 16? или это я где-то обсчиталась?
погуглила, говорят, к каждой книжке еще и бесплатная схема для вышивки прилагается, специально разработанная
ага! понятно - значит у тебя еще одно удовольствие впереди))
я сегодня начала первую книжку Феррис -она милейшая)
А вообще, прямо захотелось поискать в сети аудиоверсию! Такие книжки надо слушать под собственное рукоделие, правда? Только боюсь, что на слух увязну в специальных терминах. ))
А, да, помню про эти платочки)
Firesong,