sugar and spice and everything nice
Внезапно прочитала трилогию Сыромятниковой - ну, "Житие мое" и так далее. Я когда-то ее уже начинала, но бросила с трех страниц с воплем "очередной монолог Страшно Остроумного Главгероя в духе Армады", но тут мне обещали, что дальше будет интереснее, и я терпеливо продралась через этот самый монолог - постепенно даже привыкла, характер главгероя, в общем, вырисовывается довольно неплохо.

В общем, получились бодрые такие приключения бойкого героя - но, боюсь, в этом смысле больше всего мне понравилась первая книжка (ее я прочитала за день, а оставшиеся две теребила неделю). Но кроме героя, тут есть еще обещанное мне интересное - мироустройство. Т.е. мир, в котором кроме обычных людей живут черные и белые маги - и вот эти маги и их роль в мире довольно своеобразно описаны.

Герой - черный маг, и поначалу большую часть информации о черных и белых мы получаем от него; но довольно быстро становится очевидно, что он почти подросток (ощущение невеликого возраста добавляет и отсутствие у него выраженного интереса к сексу - ну, кроме полуфразы упоминания о доступных горничных в конце третьей книги - а между тем мы регулярно слышим про еду и про автомобили, скажем), и что он немножко компенсирует то, что был воспитан в семье магов белых, поэтому непрерывно рассуждает про "настоящих черных" и себя рассматривает/позиционирует в этом ключе. Черные - они все такие крутые неуживчивые индивидуалисты, а белые - трепетные няшечки, страдающие от любого грубого слова, которых нужно опекать, потому что к жизни они не приспособлены.

... довольно быстро я решила, что в этом мире я бы предпочла быть обычным человеком (угу, на самом деле мой любимый персонаж тут капитан Бер). Потому что вся эта черно-белая система в чем-то напомнила мне омегаверс - чуть меньше нарушения прайвеси, но, в общем, все равно твой организм командует твоим поведением и реакциями. И то, что это неприятно, в общем, подтверждает в третьей книге ПОВ персонажа-белого - Алеха Клементса; правда, с его слов получается, что после инициации белые в принципе должны себя контролировать...

Кстати, бог с ним с омегаверсом в качестве сравнения, еще это напоминает мир победившей соционики в тусовочном варианте - "я ничего не могу с собой поделать, я черный", "не трогайте его, он белый". Определенность-то характера, в общем, не такая определенная, как поначалу кажется - и черные вполне себе нормально взаимодействуют между собой, и та же Рона Кевинахари или Лаванда Килозо или даже Алех Клементс ничуть не похожи на трепетных няшечек. Зато в этом мире, как и у подобных адептов соционики, не принята идея, что особенности характера можно компенсировать (потому что то, что описано у автора - это все же преимущественно выглядит как свойства характера, а не как особенности организма) - а компенсация получается только случайно, как с воспитанием Томаса или с решением обучать в Редстонском университете обычных людей (зато люди, научившиеся компенсировать, получают преимущества - см. карьеру Томаса и трогательное огорчение Лаванды, когда она обнаружила, что она не единственная белая-боец).

И кроме возможностей самих людей, все это дивно влияет еще и на общество - с одной стороны недоверие и гипербдительность к черным (Томас уверяет нас, что так и надо, но его объективность штука специфическая), а с другой ужасно интересный эпизод, когда Томас переодевается белым. Тут и восприятие его мелкими бандитами-обычными людьми как беззащитной няшечки (конечно, косплей требует усиленной демонстрации типовых черт персонажа, но все же), и то, как потом следователи расспрашивают о ситуации, в которой он присутствовал, и слышат "А еще здесь был белый, он, в общем, был довольно спокойный, у него даже губы не дрожали..." - а потом следователи говорят "А теперь опишите его, пожалуйста, как будто это был обычный человек", и только тогда получают данные о росте, внешности и т.п. То есть практически идеальная маскировка - все же знают, каковы белые, каковы черные...

Причем как-то это все умудряется функционировать, и в государственных органах работают и белые, и черные.

Немножко спойлерно.

А, и еще непонятки с религией. Третья книга называется "Монтер путей господних", и мы периодически слышим про священников, молебны и теологическую угрозу - но религия выглядит редкой невнятицей, как будто это такое специальное хобби для некоторых белых. Что немноооожечко странно.

И разумеется, изрядное количество всех этих непоняток вызвано недодумками автора, которому хотелось рассказать историю про приключения, а не придумать сбалансированную систему мира, в котором функционирует магия... Но я люблю сюжеты про равновесие. И нахожу интересным, что черные и белые тут - отнюдь не традиционный хаос и порядок.

... по-хорошему хочется книжку с белым героем в этом мире.

@темы: книги, фэнтези, о прочитанном

Комментарии
23.02.2013 в 17:25

Голосов, которые шепчут в ночи, не существует
Я тоже недавно прочитал эту трилогию, и тоже очень-очень хочу почитать о том же мире, но с точки зрения белого. Потому что Лаванда думает о себе как о "нетипичной белой" (ровно так же, как все остальные о ней думают), Алеха мало, и вообще все персонажи (и автор) очень много говорят о стереотипных черных и белых, но при ближайшем рассмотрении все маги оказываются чем-то нетипичным.
И да, относительно мира победившей соционики полностью согласен.
А что касается белых магов, то предположительно, "они были всегда", потому что их магия непротиворечиво сосуществует с миром и следует из его естественных свойств, а магия чурных миру чужда. Там пару раз вскользь говорилось что-то, создающее впечатление, что черные маги в некотором смысле "насилуют" мир, меняя его, а белые действуют в рамках природных процессов.
Что, кстати, никак не объясняет Искусников.
23.02.2013 в 17:30

sugar and spice and everything nice
J., Там пару раз вскользь говорилось что-то, создающее впечатление, что черные маги в некотором смысле "насилуют" мир, меняя его, а белые действуют в рамках природных процессов. А, да, было такое.

Ну, по идее, если белые были всегда, а вот черные завелись в результате этих фокусов... Когда там Искусники-то с их прерывателями завелись? Возможно, их начальную версию следует рассматривать как что-то вроде PETA или прочих радикально-зеленых? С идеей "пусть все идет как задумано мирозданием, неважно, как это отразится на человеческой цивилизации"?

(и я бы почитала, откуда Лаванда такая взялась. И вообще там был интересный момент, когда она думает про Хаино и как он дошел до мысли "жертвы неизбежны"...)
23.02.2013 в 17:40

Голосов, которые шепчут в ночи, не существует
Таэлле, ну да, Хаино ведь излагает что-то в духе "пусть все идет по замыслу Творца". Логика там своеобразная, но если человеческая цивилизация для него не ощущается ценностью, то он о ее благополучии и не думает.
Кстати, если белые, получается, способны на все, в необходимости чего могут себя убедить, то процент трепетных няшечек среди них не так велик, как там все утверждают. Если исходить из этого свойства природы белых, то Лаванда непротиворечиво возникает из убеждения, что правду знать необходимо - например. С довеском о крайней нежелательности насилия в процессе узнавания правды. Добавить сильную эмпатию, позволяющую точно и глубоко понять, что творится в чужой голове плюс способность подражать - и вот она, шпион-доппельгангер, способный вживаться в чужой образ для добывания информации ненасильственным путем.
23.02.2013 в 17:44

sugar and spice and everything nice
J., ну в общем да, хотя по словам Алеха, неинициированные белые просто плохо себя контролируют и подвластны источнику. А так - по идее у черных и белых основная разница должна быть в мотивации...
23.02.2013 в 18:20

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Перечитать, что ли, а то два раза бралась, но ничего не помню все равно :)
23.02.2013 в 18:21

sugar and spice and everything nice
Eswet, ну попробуй - мне, вишь, полегчало, когда я продралась через начало, может, и тебе пойдет...
23.02.2013 в 18:24

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Таэлле, да не, я дочитала до конца того, что на тот момент было написано :) но пролетело промеж ушей насквозь, не задерживаясь.
23.02.2013 в 19:09

sugar and spice and everything nice
Eswet, аа. Ну вполне возможно, как приключения оно мило-читабельно, но вряд ли более того.