sugar and spice and everything nice
Навеяно датой, дискуссиями, и вообще, если мне педагогическое образование что и дало, так это мнения по всем (ну, почти по всем) вопросам, связанным со школой.
И кстати, я не об ОПК. Мнение мое на этот счет самоочевидно и потому не стоит изложения. Скажу только, что (а) на мой взгляд, государству никакой нравственный стержень, кроме заботы о собственных гражданах, не нужен; и (б) уж тем более он не нужен в школьном - обязательном - образовании. Школа пусть как следует обучает детей общеобразовательным предметам и относится к этим самым детям с уважением и заботой, а о нравственном их стержне дома родители позаботятся так, как считают нужным.
Я об общеобразовательных предметах. Вернее, об одном частном аспекте одного общеобразовательного предмета - о написании сочинений.
Все мы в школе писали сочинения и, насколько мне помнится, мало кто это любил. Я, например, страдала сразу по двум поводам: у меня мелкий почерк, это раз, и я не люблю повторяться и говорить лишнее. В результате набрать положенные четыре с половиной страницы мне было адски сложно. Но и само по себе занятие... Анализировать литературные произведения по заимствованным критериям, ориентируясь на канон критической литературы — не самое вдохновляющее дело, и не очень полезное.
Нет, я не стану говорить, что совсем никто этого не любит. Моя мама, например, очень любила. Она в старших классах в свободное время ходила в библиотеку, изучала тему и писала в толстой тетрадке сочинения впрок по всем произведениям школьной программы. Потом, правда, у нее эту тетрадку украли.
Да и я в старших классах научилась развлекаться и выбирать темы и подходы так, чтобы можно было написать все, что я на самом деле об этом думаю. Правда, помнится, при этом как-то резко перестала развлекаться моя учительница литературы...
Но речь не об этом. Речь об общей пользе. Что дает ученику навык писания сочинений в таком виде, как этому учат в школе? Очень мало что, по-моему. Жанр специфический, подход неоригинальный, а принципам написания такого текста почти не учат (насколько мне известно).
А ведь как это все начиналось? (интерес к истории педагогики мне не педвуз привил. Этим я занялась задолго до педвуза). Про сочинения довольно подробно написано в воспоминаниях Е. И. Водовозовой о ее учебе в Смольном институте (довольно интересное чтение, особенно первая часть. Мне, кстати, "От десятой луны до четвертой" их напомнила). Институтки писали сочинения, но книг практически не читали. А писали они на темы вроде "Рассвет", или "Отдых воина", или "Мать у могилы ребенка" — сплошь чувства, причем незнакомые им, красивости и никакого содержания (им, бедным, наверняка еще сложнее, чем мне, было натянуть нужный объем).
А потом к ним пришел инспектором Константин Ушинский и стал наводить порядок. Он достал им книги — еще свеженькую тогда теперешнюю русскую классику — и для начала велел прочитать и письменно изложить содержание. Судя по всему, бедные девочки были просто счастливы - они впервые в жизни не просто представляли, что нужно писать, им еще и не вместить было в тетрадку всего, что нужно сказать. Потом к изложению прибавилось высказывание мнений о прочитанном, дискуссии... Вот им тогда, похоже, написание сочинений нравилось и во многом приносило пользу.
Но сейчас, мне кажется, такое обучение литературе уже слабо возможно — сама многолетняя обязательность школьной программы во многом снимает возможность просто читать книги как книги, да и иметь о них свое мнение — тоже. Поэтому наши сочинения превращаются даже не в пересказ книги, как у институток (за такое, пожалуй, и оценку бы снизили), а в пересказ критических статей, часто плохо понятых.
И вот тут меня чрезвычайно заинтересовало то, как пишут сочинения в американских школах. (Дисклэймер: я основываю свое мнение на попадавших мне в руки учебниках; сама я в американской школе не училась и не преподавала, и не обсуждала эту тему с теми, кто учился или преподавал там). В чем-то, судя по всему, это похоже на наши сочинения в начальной школе, и не только знаменитое "Как я провел лето", но и что-нибудь вроде "Мой друг" или "Моя собака". Только вот получается не совсем сочинение, а скорее... доклад, что ли, если убрать необходимость устного выступления (американцы вообще, судя по всему, куда чаще в школе пишут, чем мы).
То есть работа идет так: обсуждение выбора темы, затем разработка плана и обсуждение того, как можно составить план по интересующей тебя теме (не просто введение - основная часть - заключение, как у нас), затем ученик отправляется в библиотеку и подбирает там нужные книги, собирает по ним материал (а это тоже очень полезный навык, которому у нас практически не учат) и на основании его готовит письменную работу. Чем-то похоже на доклады по предметам вроде истории или там географии, но поскольку это все-таки задается учителем английского языка, то содержание работы может быть почти любое, которое интересует ученика, а учитель обращает внимание на спланированность, логическую связность — на строение и язык представленной работы.
Мне лично такая практика представляется куда более полезной для общего развития школьника и выработки у него необходимых навыков — хотя ее тоже можно и нужно усовершенствовать. Другой вопрос, что анализ преподавания основных предметов с последующей их реформой — это работа куда более трудоемкая и серьезная, чем придумывание новых предметов с пышными названиями.
И кстати, я не об ОПК. Мнение мое на этот счет самоочевидно и потому не стоит изложения. Скажу только, что (а) на мой взгляд, государству никакой нравственный стержень, кроме заботы о собственных гражданах, не нужен; и (б) уж тем более он не нужен в школьном - обязательном - образовании. Школа пусть как следует обучает детей общеобразовательным предметам и относится к этим самым детям с уважением и заботой, а о нравственном их стержне дома родители позаботятся так, как считают нужным.
Я об общеобразовательных предметах. Вернее, об одном частном аспекте одного общеобразовательного предмета - о написании сочинений.
Все мы в школе писали сочинения и, насколько мне помнится, мало кто это любил. Я, например, страдала сразу по двум поводам: у меня мелкий почерк, это раз, и я не люблю повторяться и говорить лишнее. В результате набрать положенные четыре с половиной страницы мне было адски сложно. Но и само по себе занятие... Анализировать литературные произведения по заимствованным критериям, ориентируясь на канон критической литературы — не самое вдохновляющее дело, и не очень полезное.
Нет, я не стану говорить, что совсем никто этого не любит. Моя мама, например, очень любила. Она в старших классах в свободное время ходила в библиотеку, изучала тему и писала в толстой тетрадке сочинения впрок по всем произведениям школьной программы. Потом, правда, у нее эту тетрадку украли.
Да и я в старших классах научилась развлекаться и выбирать темы и подходы так, чтобы можно было написать все, что я на самом деле об этом думаю. Правда, помнится, при этом как-то резко перестала развлекаться моя учительница литературы...
Но речь не об этом. Речь об общей пользе. Что дает ученику навык писания сочинений в таком виде, как этому учат в школе? Очень мало что, по-моему. Жанр специфический, подход неоригинальный, а принципам написания такого текста почти не учат (насколько мне известно).
А ведь как это все начиналось? (интерес к истории педагогики мне не педвуз привил. Этим я занялась задолго до педвуза). Про сочинения довольно подробно написано в воспоминаниях Е. И. Водовозовой о ее учебе в Смольном институте (довольно интересное чтение, особенно первая часть. Мне, кстати, "От десятой луны до четвертой" их напомнила). Институтки писали сочинения, но книг практически не читали. А писали они на темы вроде "Рассвет", или "Отдых воина", или "Мать у могилы ребенка" — сплошь чувства, причем незнакомые им, красивости и никакого содержания (им, бедным, наверняка еще сложнее, чем мне, было натянуть нужный объем).
А потом к ним пришел инспектором Константин Ушинский и стал наводить порядок. Он достал им книги — еще свеженькую тогда теперешнюю русскую классику — и для начала велел прочитать и письменно изложить содержание. Судя по всему, бедные девочки были просто счастливы - они впервые в жизни не просто представляли, что нужно писать, им еще и не вместить было в тетрадку всего, что нужно сказать. Потом к изложению прибавилось высказывание мнений о прочитанном, дискуссии... Вот им тогда, похоже, написание сочинений нравилось и во многом приносило пользу.
Но сейчас, мне кажется, такое обучение литературе уже слабо возможно — сама многолетняя обязательность школьной программы во многом снимает возможность просто читать книги как книги, да и иметь о них свое мнение — тоже. Поэтому наши сочинения превращаются даже не в пересказ книги, как у институток (за такое, пожалуй, и оценку бы снизили), а в пересказ критических статей, часто плохо понятых.
И вот тут меня чрезвычайно заинтересовало то, как пишут сочинения в американских школах. (Дисклэймер: я основываю свое мнение на попадавших мне в руки учебниках; сама я в американской школе не училась и не преподавала, и не обсуждала эту тему с теми, кто учился или преподавал там). В чем-то, судя по всему, это похоже на наши сочинения в начальной школе, и не только знаменитое "Как я провел лето", но и что-нибудь вроде "Мой друг" или "Моя собака". Только вот получается не совсем сочинение, а скорее... доклад, что ли, если убрать необходимость устного выступления (американцы вообще, судя по всему, куда чаще в школе пишут, чем мы).
То есть работа идет так: обсуждение выбора темы, затем разработка плана и обсуждение того, как можно составить план по интересующей тебя теме (не просто введение - основная часть - заключение, как у нас), затем ученик отправляется в библиотеку и подбирает там нужные книги, собирает по ним материал (а это тоже очень полезный навык, которому у нас практически не учат) и на основании его готовит письменную работу. Чем-то похоже на доклады по предметам вроде истории или там географии, но поскольку это все-таки задается учителем английского языка, то содержание работы может быть почти любое, которое интересует ученика, а учитель обращает внимание на спланированность, логическую связность — на строение и язык представленной работы.
Мне лично такая практика представляется куда более полезной для общего развития школьника и выработки у него необходимых навыков — хотя ее тоже можно и нужно усовершенствовать. Другой вопрос, что анализ преподавания основных предметов с последующей их реформой — это работа куда более трудоемкая и серьезная, чем придумывание новых предметов с пышными названиями.
(впрочем, действительно, от школы многое зависит)
ну... по-разному, наверное. но мне кажется, что умение систематизировать свои мысли и связно их излагать на бумаге еще никому во вред не пошло...
возможно. но, как я уже говорила, это очень зависит от школы и от конкретного педагога.
Ага. Крайне душевно.
Ну плюс сочинения я писала хорошо, знала это, и потому не писать было бы обидно
Красивые обороты легко укладывались в памяти
А школьные сочинения... Я думаю, тут действительно очень многое зависит от учителя. Мне в школе с учительницей литературы повезло. Моей дочке в предыдущей школе - тоже. А вот сейчас у них больше формалистики, и сразу стало как-то грустно.
Еще совсем немножко про Смольный институт есть в такой книжке - может, читали - "Дорога уходит вдаль".
А "Дорога уходит вдаль" помню, как не помнить? Одна из любимейших книг моего детства (я вообще всегда любила читать про школу. И про девочек). Только про Смольный хоть убей там не помню - а с чем это там было связано?
Вот и у меня одна из любимейших!