sugar and spice and everything nice
Вообще я очень придирчиво отношусь к экранизациям. Особенно к экранизациям Остен. И не люблю отсебятины. Но с этим фильмом вышло странное – не знаю, почему, возможно, из-за моих симпатий к Билли Пайпер или из-за того, что история у создателей вышла симпатичная, хоть и не «Мэнсфилд-Парк».
Фанни Прайс, возможно, самая непопулярная из героинь Остен. Я ее люблю; для меня ее история про то, как оставаться собой, не ломаясь, и становиться счастливой. Но многим читателям, я знаю, она кажется скучной ханжой, и почти любое обсуждение «Мэнсфилд-Парка» приводит к всплеску «войн Фанни» и обсуждения того, насколько лучше бы Эдмунду жениться на Мэри Кроуфорд и насколько Мэри привлекательнее и интереснее.
Мне, как я уже сказала, нравится Билли Пайпер, но когда я бралась смотреть эту версию, я не ожидала глубоко каноничного подхода – просто потому, что Билли ни капли не похожа на Фанни. Она обаятельная и характерная актриса, но самим своим присутствием она придает всей истории другой характер (начиная с ее прически, куда более небрежной, чем у сестер Бертрам). И мне кажется, это сознательное решение, отказ от каноничной Фанни ради того, чтобы не оттолкнуть большое количество зрителей.
Другая Фанни, другая история. Например, леди Бертрам и миссис Норрис, которые смотрятся куда моложе, чем в экранизации с Сильвестрой ЛеТузель, и довольно похожи друг на друга. При этом миссис Норрис, хоть и тиранит Фанни по мере сил, не создает ощущения непрестанного давления и долбления, и вообще не выходит на первый план как главная проблема Фанни, а леди Бертрам далеко не сонная отсутствующая клуша, а дама вполне наблюдательная и ироничная. Это заметно во многих местах, от сцены, где впервые заходит речь о любительской постановке (реплика "Мы тебе очень сочувствуем", обращенная к Тому, когда тот говорит о срыве постановки, у этой актрисы звучит иронично. У персонажа романа, кажется мне, она прозвучала бы сонно-серьезно-безразлично. Автоматическая реакция - сын расстроен, положено посочувствовать) и до финала.
Здесь у Фанни и младших Бертрамов явно более близкие взаимоотношения; во время постановки видно, что Фанни и Джулия привыкли общаться, и Фанни откровеннее каноничной Фанни – она проговаривает вслух, что «не может себе позволить» вызвать недовольство сэра Томаса. Вообще создается ощущение компании молодежи с какими-то своими взаимоотношениями, мелкими деталями, которые мы видим, потому что куда меньше, чем в романе, находимся «в голове» у Фанни – например, интересный акцент на том, что Том недоволен, что Эдмунд раскомандовался.
Правда, при этом летит побоку весь этикет и весь порядок жизни. Понятно, почему сценаристы выкинули сцены в Портсмуте, но получилась ерунда: молодую незамужнюю девушку оставили одну в доме, не считая слуг! И к ней туда еще и джентльмен наведался! Я понимаю, что у Фанни и так небольшая перспектива выйти замуж, но зачем еще уменьшать ее шансы-то? Ну и мелочи вроде Фанни, практически подслушивающей репетицию Эдмунда и Мэри (в книге, помнится, они сами пришли к ней, чтоб она помогла им с репетицией), и Джулии, выбегающей в слезах – леди так себя не ведут (правда, Джулии можно посочувствовать – из фильма убрали мистера Йейтса, так что ей не на кого отвлечься).
Эдмунд мне здесь нравится - он забавно показывает "хорошего" мальчика, который старается сам для себя выглядеть хорошим, и для этого ему нужно одобрение Фанни.
Мэри играет очень симпатичная актриса – я посмотрела на imdb, онаиграла уже с Билли в экранизациях книжек про Салли Локхарт, и Бесс Фостер в "Герцогине" она играла, и Джулию в какой-то новой экранизации "Возвращения в Брайдсхед".
Все романтические ходы прописаны намного четче, начиная с романа Генри и Марии. Неудивительно, и они удачно пользуются возможностью использовать жесты, а не слова, но иногда получаются странные провалы. Взять хотя бы предложение Генри о браке – очень оно неожиданное. Только-только он решил покружить Фанни голову, как уже предлагает ей выйти за него. Ввели бы хоть еще разговор с Мэри на эту тему, что ли, а то предложение брака в таком формате – это серьезно, это не тот кавардак, который вышел у Марианны с Уиллоуби в "Чувстве и чувствительности". Он явно попросил разрешения у сэра Томаса, формат "поматросил и бросил" для него теперь невозможен без потери репутации. А реакции Фанни работают на большую резкость характера в этой версии. У этой Фанни, в отличие от книжной, не было варианта «выйти за Генри».
И кстати, в книге Генри, помнится, не предупредил даже Мэри, что поедет ходатайствовать за Вильяма перед дядей-адмиралом, а здесь предупредил, да еще и Мэри это проговаривает – в результате это меньше красивый жест и больше покупка/психологическое давление (и здесь они сделали дядю-адмирала отчимом. Интересно, зачем? Я могу понять, почему отсутствуют мистер и миссис Грант, но тут-то в чем смысл?).
Кстати, интересное зеркало – две пары из брата и сестры. Очень милый Вильям, у них с Фанни получилось показать брата и сестру, но и у Генри и Мэри тоже. И у Генри с Мэри, и у Вильяма с Фанни жизнь была не самая легкая, но богатые Генри и Мэри выросли умными, а бедные Вильям и Фанни – хорошими; не аргумент ли это в пользу бедности для закалки характера?
Довольно мило прописана линия притяжения между Эдмундом и Фанни, чтобы не вводить финал с бухты-барахты. Тут и история с крестиком в подарок от брата, в которой вместо проблем морального выбора для Фанни подчеркивается скрытый эротизм, и игры с завязыванием глаз на пикнике – интересно, Эдмунд решил, что поймал Мэри, потому что ему понравилось то, что он поймал? (момент с пикником, кстати, вышел невнятный: я уже почти испугалась, что сейчас они заявят, что за день подготовят бал. Очевидно, сценарист решил, что это перебор, и вставил пикник - но пикник "на пол-графства" тоже, на самом деле, так быстро не подготовить.)
Финал куда романтичнее, чем в книге - "Эдмунд и Фанни выучили новый танец" (мне нравится эта умная леди Бертрам). Опять, снова и до конца другая история, но мне любопытно, способны ли понимать, что тут происходит, зрители, не читавшие романа? Что-то мне кажется, что сценарий довольно конспективен: «мы расскажем вам другую историю, но вы должны знать исходную».

@темы: Остен, кино-таки будет

Комментарии
20.10.2010 в 22:14

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Таэлле «мы расскажем вам другую историю, но вы должны знать исходную»
Кино-фанфик?

Мучительно пытаюсь вспомнить, какую же версию я-то смотрела. Все-таки более раннюю, наверное.
20.10.2010 в 22:28

bet on both sides | do what you must
Меня смутила блядского вида блондинка на обложке диска в явно современном платье и с современной же прической. Мой взгляд на Фанни не совпадает с твоим, но блядской блондинкой я ее точно не считаю! ну и кроме того, меня вообще смущают попытки запихнуть Мэнсфилд в маенее-чем-двухчасовое кино.
Оно таки лучше, чем обещает обложка, и посмотреть стоит? А то у меня непосмотренная остин медленно, но верно кончается... *_*
20.10.2010 в 22:34

sugar and spice and everything nice
Джек из Тени ну... это таки зависит от твоего восприятия Билли Пайпер (этой самой блондинки), полагаю. Мне она просто нравится, несмотря на то, что она не похожа на Фанни. Чтобы это смотреть, полагаю, нужно преисполниться мысли о том, что это не вполне Мэнсфилд-Парк.

Лопоуша АУшка, может быть. ))) Я когда-то смотрела мини-сериал с Сильвестрой ЛеТузель, там Фанни темноволосая.
20.10.2010 в 22:42

bet on both sides | do what you must
Таэлле, ну вот понимаешь... бывает "не вполне Мэнсфилд-парк" в духе 1999-го, а бывают "другие истории про 19-й век", и второе - еще ничего, потому что когда я смотрю Остин, я хочу именно его. Век, то есть. блондинка милая, но распущенные волосы и черное платье в цапочку с вырезом (интересно, кто такое подарил Фанни, добрая тетя Норрис?) в 19-м веке смотрятся... неуместно. Я сначала грешным делом подумал, что это вообще кадр со съемок, потому что там сзади народ в правильных костюмах, а спереди - эта блондинка "родом из XX". В общем, "не вполне мэнсфилд-парк" - это еще ладно, главное, чтобы не "не вполне 19-й век и сцены секса в ворнингах", а то это уже какой-то чересчур фанфик. :shuffle:
20.10.2010 в 22:56

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Таэлле мини-сериал с Сильвестрой ЛеТузель, там Фанни темноволосая
Фанни точно была темноволосая, и серий точно было несколько. Там еще меня смутило, что добрый папаша Эдмунда оказался зверем-рабовладельцем... Вроде, и Том пошел по дурной дорожке, потому что его хрупкая психика не вынесла таких ужасов, как-то так там было.
20.10.2010 в 23:00

sugar and spice and everything nice
Лопоуша вот не помню - про рабовладение был упор в фильме 1999 года, который я не выдержала, но там именно фильм...

Джек из Тени секса избежали, хотя сцена "все уехали, оставили Фанни одну в поместье, а Генри приехал к ней с визитом" меня озадачила и без всякого секса. А почему они Фанни не причесали нормально, я не знаю - концепт? В общем, не решусь давать тебе советов ни за, ни против, это все же не классическая экранизация, а что-то... эдакое.
20.10.2010 в 23:23

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Таэлле про рабовладение был упор в фильме 1999 года, который я не выдержала, но там именно фильм
Может, я все-таки перепутала и это был не сериал? Вряд ли есть два фильма с упором на рабовладение. По крайней мере, я на это надеюсь.

А почему они Фанни не причесали нормально, я не знаю - концепт?
Это сразу напоминает Джерома К. Джерома - насчет того, что в театре у актеров обувь и прическа всегда современные, независимо от того, в какой стране и в какую эпоху происходит действие пьесы. )))
20.10.2010 в 23:36

sugar and spice and everything nice
Лопоуша ну, обычно они все же стараются с прической (хотя лет через двадцать-тридцать все равно заметно воздействие эпохи, в которую снят фильм).

Я тоже надеюсь. Там была странная Фанни. Режиссер включила в роль письма и другие материалы по самой Остен, хотя Фанни ни разу не похожа на нее... Я бы еще поняла такой номер с Лиззи, но Фанни-то зачем?
20.10.2010 в 23:39

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Таэлле Я бы еще поняла такой номер с Лиззи, но Фанни-то зачем?
:friend:
20.10.2010 в 23:52

bet on both sides | do what you must
Таэлле, тогда не рискну. У меня еще все Persuasion не охваченное, плюс я еще Джен эйр отел. а дальше подумаю. Но по крайней мере, ты меня утешила в том, что оно не настолько страшное, как я опасался...