sugar and spice and everything nice
Это вторая книга (дилогии?), первую - "Честь взаймы" - я читала некоторое время назад, не помню, правда, писала ли здесь об этом. "Честь взаймы" мне в целом показалась приятной, поэтому я и купила продолжение.

Ну что я могу сказать - продолжение тоже достаточно приятное чтиво. В первой книге герои поженились, а в этой у нас вечная и любимая тема - а как они будут жить вместе? Ну то есть по обстоятельствам жизни персонажей ясно было - сказочной идиллии им вряд ли достанется. Кстати, собственно семейная жизнь для взрослых людей с опытом неудачных (мягко говоря) браков у них на удивление идиллическая, а вот обстоятельства...

Росс Джевидж по-прежнему напоминает мне Эйрела Форкосигана. Да и от многих персонажей буджолдовское такое ощущение, хоть и не прямое сходство. Ну да некоторая вторичность далеко не всегда отвращает меня от приятного чтива, а Буджолд не худший образец.

Еще мне очень нравится серьезное отношение к политике и науке и вообще сам факт фэнтези, где действие происходит как бы в 19 веке - редкая ведь штука, и интересная.

Но вот сюжет показался мне местами невнятным - от первой книги, кажется, такого ощущения не было. Как-то я совсем не поняла, в чем суть истории с эрройя и их Заветом. К чему это все было? Или Великий Л'лэ просто в игрушки-человечков так играл?

И совсем странное ощущение у меня осталось от того, как в романе рассматривается магия. У нас - еще с прошлого романа - злодеи-маги, настоящий гадюшник, и главгерой, который с ними борется; и вот в этом томе кроме врача-отрекшегося мага появляется маг действующий и вполне себе положительный. И как же развивается связанная с ним идея? А так, что магия получается как-то и не нужна. Маги беспомощны без жезлов, а к концу книги герой-маг осознает, что он как боевой маг еще и в бою неэффективен.

То есть что у нас получается с магией? От нее почти нет практического толка, она противна природе и порождает в человеке омерзительные качества характера (все маги считают себя настолько исключительными, что подсиживают друг друга, травят друг друга и всех вокруг и т.д. и т.п.). И зачем она нужна тогда? Вот просто такое пятно на теле мира?

Из тупика с магией намечаются два выхода: первый - это технология, от упоминаний про то, что это маги изобрели порох, до сумасшедшего мага, изобретшего самолет и двигатель внутреннего сгорания (хоть он и подан как фигура комическая). Но тут присутствуют уже и идеи, что "ой, маги попробуют зацапать монополию на авиацию", то есть предположительно будут предприняты гос. меры магов от новых технологий отодвигать.

И второй выход - Диан, маленький сын Росса Джевиджа. Которому предречен некий великий магический потенциал, хоть в этой книге он и выступает в основном как средство изменений для своего отца. Какие бы пророчества этот ребенок ни олицетворял, появляется новаторская идея, что если ребенка-мага не сдавать в гадюшник, а как следует воспитывать дома, то он, может, и не вырастет гадом.

... а эта книга, я напоминаю, второй том цикла, заявленного как дилогия. То есть если он так дилогией и останется, то получится, что проблема магии и проблема Диана никак не разрешена.

Что, в общем, породило у меня чувство некоторой неудовлетворенности, несмотря на экшн-финал с самолетом и всеобщее счастье в эпилоге (даже ребенок вице-канцлера неясным образом остался жив - что хорошо, но несколько необъяснимо).

@темы: книги, фэнтези, о прочитанном