Сразу: сборник понравился, и чтение доставило массу приятных моментов. Несмотря на разноплановость и разностильность собранных в нем вещей, впечатление сложилось все-таки цельное.
Теперь поподробнее об отдельных вещах (сразу скажу, аналитическими и критическими способностями не страдаю, так что нижеследующее в основном эмоции, вернее, слабые попытки воплотить оные эмоции в конкретные слова и предложения):
"Боярышник" я раньше не читала. Удивительно... завершенная вещь (странно такое говорить о первой вещи в сборнике продолжений, нет?) — здесь спойлер от начала до конца все звучит на... единой ноте, что ли.
И тут же скажу о мире. Я, естественно, сначала остановилась и произвела мысленные подсчеты-пересчеты-реаранжировки, чтобы совместить Жанну с Ричардом, но результат в таком — романтическом — взгляде на события внутреннего отторжения не вызвал. А эльфийское происхождение Доаделлинов уж точно ничего, кроме восторга, у меня лично вызвать не могло (хоть я и позабавилась пересчетом - это кто у нас тут эльфы, Анжу? Или вообще норманны? ) Но карты мне все равно не хватало (и, в меньшей степени, хронологических таблиц и генеалогических схем. Ну так просто, поиграться чтобы) — где Петрия?
"Время серебра". Я бы не смогла не то что придумать, представить продолжение к "Боярышнику". Но тот факт, что у Элеоноры Раткевич это получилось, не может не вызывать радости. Причем получилось в очень характерной манере — с уклоном в устроение мира, так сказать, в хозяйственный, я бы даже сказала, подход. Я вообще люблю романтический подход в книгах, но его дают все же чаще, чем взгляд на то, а как же дальше-то было? Как расчищали навороченное и чинили поломанное? (поэтому самой интересной, наверное, показалась фигура Роберта де Бофорта)
И да, исход был ясен практически с того момента, когда Джеральд заехал в Эйнсли, но у меня это отторжения не вызвало — потому что логично.
Что немножко поцарапало тут — это имена. Вообще имена я отмечала все время, Дангельтов-"данегельд", и положительных де Бофортов при отрицательных "Тюдорах". Но вот имена уменьшительные... (Дальше идет занудство, можно пропускать). Род никак не может быть уменьшительным от Роджер, просто физически, потому что "дж" в Роджер — это единый звук. Род — это Родерик или, скажем, Родни. А вот с Бет и Бертом сложнее. По логике вещей Берт может быть уменьшительным от Роберта... но вот не работает оно так. Ни разу не встречала, чтобы Роберта называли Бертом. В параллельно-средневековую эпоху уменьшительно скорее это был бы Робин. Берт — это все-таки скорее Альберт, причем в куда более современном употреблении и определенном социальном слое (в Англии). Да и Бет тоже уменьшительное современное на звук; тут я определенно говорить не берусь, но для средневековья представляется более характерным Элиза для знатной дамы и Бесс/Бетси для простой женщины. Ладно, вряд ли это царапнуло еще кого, так что занудство закрываем. </занудство>
"Время предавать", признаюсь, привело меня в откровенный восторг. Люблю я "хозяйственные" сюжеты, когда неправильный мир не ломают войной, а перестраивают. И Хьюго-Шарц герой замечательный и очень живой, с массой "гномских" деталей (ой, как мне понравилась гномья бабушка с ее историей про эльфов. Ну почему, почему никто мне не напишет о том, как эльфы — вернулись?!) Ему хочется аплодировать, и автору тоже — за то, что расставил все в этом мире по своим местам и показал, что гномы — не такие, как орда захватчиков в первой повести. Опять-таки, единственное, что царапнуло — это тон диалогов Хью и герцога. Сами по себе они хороши очень, но когда сделаешь паузу и подумаешь... слишком уж на равных герцог разговаривает с Хью и слишком уж любит остроумно потрепаться. Впрочем, это ощущение сугубо субъективное.
И наконец, трактат о гномах заставил меня удовлетворенно вздохнуть, осуществив мое глубокое ощущение, что в каждой книге должен быть справочный аппарат. И какой замечательно логичный справочный аппарат! Мне даже захотелось, чтобы автор и про эльфов все так же рассказал (хотя желание борется с нежеланием - а можно ли в подобном трактате будет сохранить ощущение того, что эльфы все-таки прекрасные?)
В общем, повторюсь, книга очень и очень понравилась, потому что всего хватило — и высокой романтики, и уютного мироустройства, и возможности поиграть в уме деталями мироздания. Не хватало только карты. И эльфов, эльфов — детали такие интригующие, но почему же никто не написал подробно про эльфов?!