Я слышала много разговоров об этой трилогии: достаточно, чтобы вызвать любопытство, но недостаточно, чтобы заставить меня всерьез озаботиться ее поисками, тем более, что, похоже, из продажи книги давно исчезли. Но раз случай представился… я взялась прочитать.
В числе всего прочего меня предупреждали, что стиль своеобразный, но не предупреждали, в чем именно заключается его своеобразность. Очевидно, имелось в виду повествование от первого лица в настоящем времени. С подобным построением повествования ведь какая штука получается? Чтобы его интересно было читать, тебе должен быть интересен персонаж.
А я на первых семидесяти страницах чуть не бросила читать. Потому что дела шли примерно следующим образом: «Я делаю изящный шаг. Невероятное изящество моего шага объясняется адаптивными способностями моего организма, в том числе x, y и z…. Я делаю следующий шаг». В общем, чуть не умерла от скуки и продралась дальше только благодаря обещанию, что дальше будет поинтереснее.
Дальше действительно стало поинтереснее, потому что начали происходить хоть какие-то события, и можно было отвлечься от не вызвавшего у меня бурный энтузиазм внутреннего мира Антеи. И тем не менее Антеи все равно многовато: прологи ко второй и третьей книгам, поданные от других лиц, читались куда интереснее.
Мир у Парфеновой получился интересный, и заявки на иные культуры тоже. Только вот пребывание в сознании Антеи не способствует вере в инакость эль-ин: после всех ее торжественных заявлений о том, что она другая, что ее бесполезно оценивать по человеческим законам и так далее, хочется разве что потрепать ее по голове и сказать «Да, девочка, другая — у людей это обычно проходит лет в восемнадцать».
Это о героине. А о сюжете… мне все это очень напомнило читанного когда-то Ван Вогта, «Мир нуль-А». Те же самые любовные описания того, как герои просчитывают ходы друг друга, и то же самое стремление построить взаимодействия на основании некой теории или теорий из реального, так сказать, мира.
Плюс, конечно, пышные описания — что называется, purple prose. Есть ли в книге хоть один персонаж, не страдающий неземной красотой? Постепенно я начала понимать, что больше всего симпатии начинают вызывать меньше всего описанные персонажи.
В общем, мир интересный, а история могла бы быть поинтереснее, если б ее не заслоняли любовные переживания несовершеннолетней, судя по ощущениям, героини. И если бы герои (особенно Нефрит) поменьше читали лекций.