... с которой я, видимо, еще не скоро слезу.



Ибо есть такой автор — Мел Одом. И на стенку меня, в частности, загнала его расовая политика.



1. Ладно. Я все понимаю. Я понимаю, что десятки и сотни авторов фэнтези после Толкиена населили свои книги расами коротышек-тихонь-практичных домоседов. Пусть так, если уж иначе не получается. Это я переживу.



А вот что начинает серьезно раздражать — это абсолютизм расовых характеристик. Все двеллеры (Одомовские "хоббиты") трусливые и жадные. Их создали Древние для того, чтобы следить за Великой библиотекой, а они со временем (подумайте, какая наглость!) постепенно решили, что библиотека — это неинтересно, а они лучше бизнесом займутся. За что все остальные, правильные и храбрые расы, их презирают, терпеть не могут и винят во всех сюжетных неприятностях.



Хорошие двеллеры, впрочем, тоже бывают. Редко. Примерно две штуки главных героев и еще чуть-чуть второстепенных. И на всем протяжении сюжета их снедает вина и угрызения совести за свою, если можно так выразиться, расовую неполноценность. То и дело герою хочется сбежать от опасности и он думает "ну конечно, ведь двеллеры все трусы". Или на поселение напали, и герой видит отсутствие в бою (метрового роста) двеллеров и переживает — как меня, должно быть, презирают все храбрые гномы, эльфы и люди, я ведь из этой ничтожной и трусливой расы. Просто читаешь, и душа радуется. </ирония>



2. А еще там есть гоблины. Как положено, дурные. Тоже еще с Толкиена ведется. Только (а) Толкиен писал 60 лет назад, во время мировой войны, а Одом — сейчас. И (б) Толкиен при всем при том умудрился показать разницу между орками — племенную, физическую, по целям, в конце концов — и все это за несколько страниц. Одом же...



"Ростом с людей, гоблины отличались грубыми чертами лица и треугольными клиновидными головами с широкими ртами и большими кривыми зубами. На голове, подбородке и торчащих ушах у них росли жесткие черные волосы. Как правило, плечи у них были широкие, но фигуры или слишком тощие, или слишком толстые. Обмен веществ у них был рассчитан на крайности, или голод, или обжорство, а посередине ничего, так что они либо худели, либо толстели. Их легко было узнать по безобразной серовато-зеленой коже в пятнах."



Плюс к этому они (а) воняют со страшной силой, (б) не способны обучиться ничему конструктивному, все вооружение и техника, которыми они пользуются, украдены, и дома, в которых они живут, захвачены, и (в) настолько злобны, что готовы травить и убивать своих же соплеменников ради любой мелочи.





Очаровательно, не правда ли? Таким образом, половина положительных героев презирает вторую половину, эта вторая половина всю жизнь извиняется за факт своего существования, и все они вместе считают целую расу до ее последнего представителя тварями, которые годятся только на то, чтобы их убивать.