Отчасти продолжая тему фиков, имеющих непонятно какое отношение к канону - прочитала я тут полтора ГП-макси. И задумалась.

Они вообще-то по жанру похожи на упоминавшееся мною раньше "спасти героя из канона", только тут "спасти героя из его тяжелых жизненных обстоятельств". Ну, формально: все в рамках канона. Вообще-то в ГП-фикшне такого много: а что, если Гарри в детстве заберет от Дурслей его невероятно могущественная прабабушка/усыновят Малфои и вырастят как родного/он одним летом подружится с вер-тиграми/вампирами и вернется в Хогвартс новым, сильным и прекрасным. И само по себе это нестрашно. "Украсть Гарри" Сэма Сказителя, где восьмилетнего Гарри увозит сбежавший раньше времени из Азкабана Блэк - очень качественная вещь. "Семейные ценности Малфоев", несмотря на своеобразие трактовки (умный и аристократичный Люциус Малфой? Я вас умоляю), вещь приятная и внутри себя логичная.

А потом еще бывают кактусы вроде того, что я читала вчера. Где оказывается, скажем, что Поттеры не были убиты, а скрылись в Италии и завели там еще детей, а раненный в душу Гарри превратился в девушку и начал новую жизнь в качестве любимой дочери Снейпа - и с новыми слизеринскими друзьями показал всем кузькину мать. Или, скажем, Эвансы на самом деле древнейший магический род, самый богатый, самый аристократичный, и когда они все вспомнят, они еще и невероятно красивы становятся, и вуаля - Гарри с любимыми дядей, теткой и кузеном рулят и показывают всем кузькину мать.

Ну да, трава. Зачем я читаю траву? Посмотреть, что еще автор выдумал и как работает логика. И кажется, я поняла фишку. Нет, насчет невиданной в каноне магии и перебора в аристократичности (а в таких фиках новая семья Гарри арррррристократична почище Люциуса Малфоя) все ясно, но вот момент насчет кузькиной матери заставил меня задуматься. Фикер не объясняет ведь, почему, например, Поттерам на самом деле было наплевать на Гарри, и они любили своих следующих детей, а его стыдились и избегали. Или почему Гарри в новом облике немедленно чувствует потребность проучить гриффиндорских друзей.

Черно-белое мышление. Оно самое. При всем стремлении подобных авторов показать, какой Дамблдор нехороший, что поощряет межфакультетскую рознь и чернит Слизерин, они занимаются тем же самым и даже круче. Кто-то обязательно должен быть врагом: если фикер видит, что у Гарри не все хорошо и ему хочется изменить жизненные обстоятельства, значит, его прежние друзья скорее всего гады - что ж он при них не счастлив? А новые друзья, разумеется, идеальны, умны, добры и внимательны. Автоматическая перекраска.

Боже меня упаси, в общем, спасать героев. Я недостаточно умею работать с характерами и сюжетами, чтобы сделать это адекватно, а вот такие вот плюшки раздавать - слишком смешно выглядит.