После всех недавних дискуссий о слэше и его этичности/неэтичности мне показалось, что тем, кто знает английский, может быть интересна вот эта дискуссия на тему о том, что делать, если автор канона не одобряет фэнфиков вообще или слэша в частности:



http://www.livejournal.com/users/si...gpie/88808.html



Для тех, кто английским не владеет, попробую резюмировать ниже.



Sistermagpie рассуждает:

Итак, автор канона обнаружил фэнфики и остался этим недоволен. Имеет ли он моральное право возмущаться этим и требовать прекратить это безобразие? Если вы убеждаете автора в легитимности фэнфиков, стоит ли при этом говорить "Конечно, всякий там слэш/насилие/еще что-нибудь — это гадость, но вот я тут пишу, сообразуясь с духом и буквой канона..."? Это здорово напоминает подлизывание к учителю — доказывать, какой ты хороший, подчеркивая, какие все остальные плохие.



Но кроме того, что позиция "легитимных" фэнфикеров не очень аппетитна, она еще и опасна для того самого дела, которое они защищают. Дело в том, что подчеркивая, что вот у них-то фэнфики хорошие и правильные, они только подкрепляют позицию анти-фэнфикеров; они подтверждают, что персонажи и вселенная абсолютно, целиком и полностью принадлежат автору даже после того, как продукт его творчества был представлен публике.



С появлением интернета проблема одобрения/неодобрения авторов обострилась. Это как с использованием идей/персонажей другого фэнфикера: да, у Роулинг/Толкиена/еще кого мы не спрашиваем разрешения, а у фэнфикера Мэри Смит спрашиваем. Это потому, что неодобрение Роулинг нам в общем-то безразлично (мы же не ее лично любим, а ее мир), а Мэри Смит рядом, в соседнем ЖЖ, и если она обидится, то будет личная ссора и большой шум.



Но вообще не стоит фэнфикерам решать, какой фик хороший, а какой плохой. Как только ты решил, что можно писать истории о персонажах любимых призведений, ты признал этим самым, что в какой-то мере персонаж вышел из-под контроля автора и живет в умах читателей/зрителей; что за истории будут написаны, уже зависит от этих читателей/зрителей — каждому видится своя история.



И немножко цитат:



В случае с фэнфиком, автор написал историю и продал ее издателю, чтобы тот продал ее публике. Теперь персонажи этой истории у тебя в голове и ты не можешь их полностью вернуть автору. История защищена авторскими правами, так что автор не теряет денег и тому подобного, но ни один закон не защитит их от неприятных ощущений, когда кто-то еще играет с их персонажами. - sistermagpie



... может быть, фэнфикшн прежде всего продолжает расти потому, что большинство фэнов воспринимают свое хобби как социальное взаимодействие путем обмена историй, а не как воровство у автора. - sistermagpie



Думаю, автору либо нравятся фэнфики, либо не нравятся. Если нравятся, то он с пониманием воспримет достаточно широкий набор вариаций авторского замысла. Если он ненавидит фэнфики, то ему не понравится ничто, кроме его собственного оригинала. Мне кажется, на самом деле есть только эти две крайности. - no_remorse



Такое ощущение, что эти авторы воспринимают своих фэнов как опасных людей, которые собираются в темных пещерах на непристойные церемонии и пьют при этом кровь их беззащитных персонажей... Очень мило с их стороны, если учеть, что это мы платим по их счетам. - morgan_d



Наверное, авторам сложно усвоить, что фэн не обязательно автомат для обожания. Что фэны могут быть их самыми суровыми критиками и не быть при этом психами какими-нибудь. - helkamaria



Для меня вся суть фэнфика в "что если". Да, есть пропущенные сцены и виньетки, которые просто пытаются воспроизвести моменты оригинала или заполнить пропущенное, но в основном (и по-моему, это самая творческая часть) мы гнем, выкручиваем и ломаем оригинал... Я не хочу сказать, что оригинал не дает нам структуру, план, руководство, но мы не просто пересказываем, мы движемся куда-то еще... - cathexys



Мне кажется, что "каноническая интерпретация персонажа" просто значит, что [автор фэнфика] уловил что-то, что тебе нравится в персонаже, даже если в оригинале эта черта обычно не показывается. - sistermagpie



Если фэнфикшн — это комментирование, то оно не перестает быть комментированием просто потому, что комментарий в данном случает на сексуальную тему. - fictualities



Эта позиция для меня очень важна, но многие ее игнорируют или не улавливают. Фэнфик — это комментарий к оригиналу. Это совсем иной жанр, чем оригинальная история; поэтому вопросы типа "Но почему вы не пишете подобное про своих персонажей?" в принципе не поддаются ответу. - Таэлле



Рассказывание историй — процесс двусторонний. История завершена только тогда, когда она интерпретирована в сознании аудитории. - strangemuses



Все время присутствуют два человека, один рассказывает историю, другой ее слушает. Где есть два человека, там сразу возможно и столкновение интересов. - sistermagpie



Написание фэнфиков не может быть противозаконно; во-первых, персонаж у тебя в голове не тот же самый, что написал автор, и во-вторых, присваивание истории и развитие ее вообще характерно для человечества. - dichroic