Перечитываю тут Contested Will, книгу Джеймса Шапиро о "шекспировском вопросе". С большим удовольствием перечитываю: антистратфордианцев я в свое время "переела", но Шапиро пишет не столько об их аргументах, сколько о том, почему они вообще возникают, как начали оспаривать авторство Шекспира и что это говорит о восприятии читателей и вообще о культуре конкретного момента.
Шапиро, кстати, отмечает, что сам он далек от безоговорочного принятия догм без всякого анализа - рассказывает, что хотел писать диссертацию по теме "Шекспир и евреи", но научрук ему сказал, мол, евреев на тот момент в Англии не было, и "еврейские" вопросы никого не волновали, займись чем-нибудь другим - он так и сделал, но через много лет выяснил, что и еврейская община небольшая была, и тему еврейскости в ту эпоху многие обдумывали (на пути к обдумыванию английской идентичности)... и написал об этом книгу, но эту его книгу я пока не читала.
А в Contested Will, если совсем схематично, он рассказывает, как в восемнадцатом веке Шекспира постепенно начали обожествлять и поклоняться ему. В девятнадцатом веке продолжили поклоняться и искать документы и материалы, но (а) деловых документов сохранилось довольно много, а личных нет; (б) девятнадцатый век был довольно романтичен и это влияло на восприятие того, каким должен быть великий поэт, и (в) это еще и был век текстологии - именно тогда библеисты проанализировали Библию, потом эти же методы применили к анализу Гомера и доказательству того, что вряд ли его произведения принадлежат одному человеку, потом Давид Штраус написал "Жизнь Иисуса", где путем анализа Нового Завета отрицал божественность Иисуса. То есть (а) вырисовывался образ Шекспира-дельца и не было данных о Шекспире-творце, (б) о жизни в шестнадцатом-семнадцатом веке именно знать пока знали мало, а памяти не сохранилось, зато в соответствии с взглядами девятнадцатого века ясно было, что великий поэт должен быть каким-то не таким, и (в) появились инструменты для того, чтобы искать "настоящего автора" на материале текста.
... все было готово к тому, чтобы кто-то сформулировал отрицание авторства Шекспира, говорит Шапиро - и дальше, собственно, рассказывает замечательную историю - кто-то, говорит он, вообще-то уже сформулировал, но об этом было неизвестно. В середине 19 века молодой американский пастор написал книжечку про сомнения в авторстве Шекспира... в качестве пародии. Он очень активно боролся с популярностью книги Штрауса и решил действовать через абсурд. Взяв методику Штрауса, он написал про то, что эдак, пожалуй, можно сказать, что и Шекспира не было, вот, посмотрите - все сомнительные моменты присутствуют... и дальше он расписал все аргументы против Шекспира, которые начнут выдвигать лет через десять, при этом искренне считая, что это все настолько абсурдно, что доказывает неправоту Штрауса и вообще всего метода. Такая вот пророческая пародия получилась.
И еще один понравившийся мне момент - в процессе споров по поводу Гомера один викторианский писатель, Сэмюэл Батлер, пришел к выводу (тоже на основании биографического прочтения текстов), что "Одиссею" написала молодая сицилийская женщина. И написал об этом целую книгу, она есть в сети: en.wikisource.org/wiki/The_Authoress_of_the_Ody...
AnotherLady
| воскресенье, 21 октября 2018