Ходили сегодня на бутусовского "Гамлета" в театр Ленсовета. Что будет интересно - это было ожидаемо, но мне в целом понравилось даже больше, чем я ожидала.

Спектакль для бутусовского стиля удивительно неагрессивный - никаких дымовых атак на зрителя, никакой оглушающей музыки. Просто громкая музыка, впрочем, есть - и очень много полутанцевальных интерлюдий (часть из них, та, что под особо громкую музыку, совмещена со сменой декораций, производимой самими актерами. О эти бесконечные ряды бутылок, которые актеры таскают туда-сюда!)

Спектакль очень декоративный, очень красивый. Элегантная сценография. Интересный свет, обеспечивающий в интерлюдиях и не только "театр теней" на наклонном то ли потолке, то ли стене. Красивая хореография. Сдержанные костюмы - почти все в черном, белом или бежевом/кремовом/телесном, выбиваются разве что костюм "Клавдия" в "Мышеловке", вынесенной в самое начало - вернее, в той пантомиме, которая от "Мышеловки" только и осталась, - парик могильщика да нежно-голубое платье-пальто, в котором проходит по сцене мертвая уже Офелия. (мертвых на сцене к концу становится много - Гамлет-старший, конечно, плюс Розенкранц и Гильденстерн, и они всем своим видом показывают нам, что мертвым тут быть поприятнее, чем живым)

Почти все телесные взаимодействия вынесены в интерлюдии; в остальном нам вообще никак не овеществляют то, о чем речь - ладно бы "о чем ваша книга", говоримое Гамлету, который не держит никакой книги, но Гамлет и Лаэрт в сцене над могилой Офелии сидят друг от друга на приличном расстоянии, при этом произнося реплики про "перестаньте меня душить". Да и сцена Гамлета с Гертрудой смотрелась даже немного неожиданно - а то в последних смотренных мною постановках Гамлет сплошь и рядом валил Гертруду на кровать.

Впрочем, одно отсутствие вещественной декорации развернулось в очень интересную сцену: монолог к черепу Йорика Гамлет произносит, конечно, без всякого черепа, но вместо этого гладит голову могильщика и заглядывает ему в глаза - и могильщик достает яркий парик и превращается в Йорика, унося смеющегося счастливым смехом Гамлета на закорках. Могильщика, кстати, играет тот же актер, что и Первого актера (Александр Новиков).

Это к вопросу о телесных взаимодействиях: Гамлета берут на руки несколько раз - сначала его сажает на колени Клавдий, называя сыном, потом носит на руках призрак отца, и под конец еще и вернувшийся Йорик - отцовские и псевдоотцовские фигуры.

И да, Гамлета играет женщина - актриса Лаура Пицхелаури; большую часть времени она ходит в мужской одежде, а в женское переодевается пару раз - и каждый раз рядом с отцом. Поэтому получается не столько эдипов комплекс, сколько комплекс Электры... Пицхелаури, кстати, впечатлила меня тем, что она умеет произносить монологи. Мне этого в отечественных шекспировских постановках очень сильно не хватало.

Гамлет женщина, а вот Офелия поначалу мужчина... нет, на самом деле не столько мужчина, сколько маска: актер Федор Пшеничный играет Офелию, слушающуюся отца, в черном мужском костюме и белом макияже-маске, при этом у него трясутся руки и дергаются губы, словно маска вот-вот треснет... а потом, когда Офелия выполнила все, что требовал отец, сзади подходит вторая Офелия - девушка, актриса Юстина Вонщик. Черный мужской костюм она наденет еще раз, в сцене сумасшествия, но это уже не маска, а живой человек (а Федор Пшеничный теперь уже окончательно в маске трагедии появится как второй могильщик в сцене похорон).

К концу спектакль "разогрелся", исчезло легкое сомнение "а точно ли режиссеру есть что сказать, кроме "Гамлет клевая пьеса и я могу поставить ее красиво" (но Гамлет клевая пьеса. Вы подумайте, ей четыреста лет, а режиссеры все еще находят, что можно о ней и ею сказать). Правда, говорит он это местами немножко в лоб - от беседы про флейту, где собеседники Гамлета не просто Розенкранц и Гильденстерн, а сразу человек девять, подозреваю, все свободные на тот момент актеры произносят реплики по очереди, чтобы мы уж не забывали, что лгут все, - и до меча, который держит Гамлет перед дуэлью, огромного деревянного меча с крестообразной рукоятью.

Ну и к вопросу о том, чего в постановке нет, кроме полной версии "Мышеловки" (вообще давно пора завести для постановок "Гамлета" чеклист - стражники есть/нет, Фортинбрас есть/нет, такое вот все). Начинается спектакль, еще до пантомимы, с записи телефонного звонка: один парень другого спрашивает, мол, скажи на память, не гугля и не заглядывая в справочники, как умер Гамлет? А тот ему отвечает - не дури, я тебе сразу скажу, что не знаю, как он умер, я всю ночь тусил, какой вообще нафиг Гамлет...

Так вот, в спектакле нет дуэли. Гамлет со своим мечом-крестом в ответ на заклинание Горацио "Вы не будете сегодня фехтовать!" кричит "Буду! Буду! БУДУ!!!". Занавес падает. Хотите знать, как умер Гамлет - гуглите.