Ходили сегодня на лекцию финского историка Матти Клинге о Петербурге и финнах. Лекция была в финском консульстве (и все внезапно сурово - охранник не только попросил показать паспорта, но и унес их в будочку проверить).

Я в тот уголок Питера редко хожу - это на Преображенской площади, как идти с Литейного - свернуть по Пестеля к собору - а там хорошо. Сейчас и вообще осень красивая стоит, а там круглая площадь, клумбы в уголках, и консульство финны себе выстроили "по дуге", не самый типичный для Питера вариант постройки (здание выстроили чуть больше десяти лет назад, и снесли, насколько я понимаю, казармы XIX века, но первый этаж нового здания как бы воссоздает старую стену, и в целом смотрится гармонично).

Матти Клинге восемьдесят один год, и по-русски он не говорит, но понимает немного, и в начале лекции сказал аж пару фраз по-русски - кажется, единственный из всех финских лекторов, которых я слушала в этом году. Зато по-русски говорит консул, которая страшно внимательно слушала и периодически поправляла переводчицу. Она же рассказала нам, что Матти Клинге написал страшно много книг - тридцать три сам по себе, восемь в соавторстве, и еще он в последние годы издает свои дневники, каждый год по тому, в которых рассуждает о событиях года.

Если кратко изложить содержание лекции, то финны дали Петербургу гранит и масло, а Петербург финнам манеры - сельские девушки из бедных регионов Финляндии приезжали работать прислугой и учились городским манерам, обустройству дома, финны обучались городским профессиям. И еще, как сформулировала переводчица, театральность, но по-моему, скорее речь была о том, как презентовать себя: финны учились тому, как должна выглядеть столица, и Хельсинки во многом развивался в соответствии с этими идеями (я задумалась и решила, что да, наверное - взять ту же Сенатскую площадь, это ж типичное "Мы тоже хотим Дворцовую площадь").

А еще по рядам пускали его книжку (на русском), которую я теперь страшно хочу, вот такую:



Толстая, красивая, иллюстрированная, наверняка дорогая, но, кажется, того стоит. Одна проблема: она выходила в Финляндии, так что хз, где ее ловить. Разве что финны сами же и привезут по случаю юбилея. Ну или попытаться в Хельсинки откопать (в России по-русски публиковались другие его книги, тоже нужно поискать, хотя на Озоне, уже вижу, есть не все).

Разумеется, после лекции среди вопросов было что-то насчет "Финляндии надо не повторять за ЕС, а говорить своим голосом и служить мостом между Россией и Европой, как было в годы СССР" (народ наш любит допрашивать финских историков о санкциях, как я уже заметила). Профессор Клинге ответил очень дипломатично, но начал он ответ с истории про то, что "Железный занавес между Европой и СССР был не таким уж непроницаемым, вон, эстонцы все смотрели финское телевидение и первыми в СССР узнали о Чернобыле и постарались уехать", а закончил историей про то, что у Путина прекрасные отношения с президентом Финляндии и "много друзей в Финляндии. Вот, мол, он недавно приезжал и играл в футбол с бывшим архиепископом Хельсинки, правда, в ходе этого матча Путин что-то себе сильно расшиб [конкретных деталей я не запомнила, извините], еще ни один архиепископ не играл в футбол с такими разрушительными последствиями". Понимайте как знаете.

А в консульстве фотовыставка женского национального портрета - ингерманландские финки в национальных костюмах. Современные, питерские по преимуществу - от молодых женщин, рассказывающих о высылке своих бабушек, до женщин сороковых годов рождения, вспоминающих детство. И инсталляция с цитатами из речи Пико делла Мирандола о достоинстве личности (на латыни). А после лекции всех угощали чаем, кофе и плюшками, и финские плюшки украсили вечер не меньше, чем профессор Клинге.