Есть у людей такой инстинкт: сталкиваясь с чем-то чудовищным, не признавать и не признаваться себе, что это чудовищно. Часто это очень заметно в политике и политической истории – «ну он же на самом деле так не думает», «ну это просто лозунги», «если мы включим этих людей в нормальный политический процесс, то все будет нормально». Так говорят сейчас, так говорили раньше, и про Гитлера тоже так говорили.

В 1923 году Гитлер и его партия устроили в Мюнхене так называемый «Пивной путч» – и проиграли. Некоторые историки предполагают, что ключевым моментом проигрыша было то, что отряд своих штурмовиков Гитлер отправил громить офисы газеты «Мюнхенер Пост».



Социал-демократическая газета «Мюнхенер Пост» начала издаваться в 1888 году. В 1890 году тираж ее составлял восемь тысяч экземпляров, в двадцатые, на пике популярности – 60 тысяч. Газета как газета (социалистическая): расследования, романы-фельетоны, борьба за мир во время Первой мировой, разоблачение немецких империалистов в Восточной Африке…

В 1921 году газета заинтересовалась тем, что за странный и подозрительный австрийский оратор и активист появился на улицах Мюнхена. И следующие двенадцать лет они вели расследования по Гитлеру и его партии.

Они писали о том, кто он такой и откуда взялся, писали о расколах и раздорах в партии национал-социалистов, о двойной морали, о самоубийстве племянницы Гитлера, об «отряде смерти», убивавшем оппонентов Гитлера.

В 1931 году они нашли и опубликовали документ нацистов, в котором упоминалось «Окончательное решение» для мюнхенских евреев. «Да это вовсе не значит, что речь идет об убийствах», – сказали нацисты, и мир им поверил. Проще было поверить, что это просто политики-популисты, что Гитлер просто клоун. В 1942 году термин «Окончательное решение» появился снова…

А в 1933 году, в январе, Гитлер пришел к власти. «Мюнхенер Пост» успела выпустить еще несколько номеров – с теми же фельетонами и с теми же статьями о нацистском терроре. Наверное, они тоже старались делать вид, что все нормально – по-своему. В феврале тридцать третьего они выпустили свою регулярную рубрику по обзору убийств под заголовком «Руки партии нацистов залиты кровью», и статистика – 18 погибших, 34 раненых в боях со штурмовиками.



Конечно, они проиграли. В марте история «Мюнхенер Пост» закончилась. Не все ее журналисты дожили до гибели Гитлера и нацизма – кто-то исчез, кто-то оказался в концлагерях.

Был ли во всем этом смысл? Могли ли они остановить его? Наверное, не могли. Наверное, они могли пережить войну, если бы не кричали до последнего. Но – двенадцать лет подряд был кто-то, кто повторял: люди, происходит ненормальное. Происходит страшное. Так нельзя.

Для меня такие вещи важны. Именно поэтому мне захотелось запомнить «Мюнхенер Пост» и рассказать о ней. Информация имеет значение. Слова имеют значение. Ничто не пропадает впустую.