В пятницу ходили в БДТ на спектакль "Человек" по книге Виктора Франкла "Сказать жизни "Да!"

... у меня, как обычно, интерес к спектаклю идет от текста - "Как это может выглядеть на сцене?". Тем более с таким источником - не пьесой и даже не романом (у Франкла есть пьеса о концлагере, но тут ее не использовали).

Получилось своеобразно и интересно - лучше, чем я рассчитывала. В спектакле нет фиксированных действующих лиц - есть переходящий голос рассказчика, слегка отстраненный; в финальной версии книги (во всяком случае, в читанном мною переводе) Франкл говорит "я", в спектакле используется его номер - "заключенный 119104", когда говорит одна из актрис - "заключенная 119104".

Так они и рассказывают - эпизод за эпизодом, голос за голосом. Самое сильное впечатление на меня произвело, наверное, начало - раздел "Прибытие в лагерь", когда по залу проходили актеры, молча поднимаясь на сцену, передвигаясь, толпясь... Но это был хаос почти без голоса - потом рассказчики переходили на крик, потом по очереди изображали надзирателей, бессмысленно гоняя остальных. Люди падали и умирали, и снова вставали и уходили.

На самом деле все это довольно сильная нагрузка на органы чувств. Наверное, постановщик и стремился создать обстановку дискомфорта и перегрузки, чтобы заставить зрителей прочувствовать, пробить их защиту. Наверное, это у него получилось (весь конец спектакля в ряду за нами кто-то всхлипывал).

В начале второго акта включили запись выступления Франкла. Зал - наш зал, театральный - зааплодировал. И все-таки постановщик спорит с Франклом. Самое явное - тема, которая так и озвучивается как "Франкл об этом не писал", тема женщины, подвергшейся насилию и издевательствам и мечтающей мстить. Франкл об этом действительно не писал. Наверное, он встречал таких женщин. Не знаю, что он им говорил... но в спектакле мстительница кричит свое "пусть мне отрубят руку, если я не обагрю ее их кровью" дважды, и первый раз ее пытаются заглушить репликами, чем-то похожими на слова Франкла - а второй раз, в конце, просто обнимают, и она всхлипывает и затихает.

Но - дело не только в этом персонаже и в этой теме. Дома я пролистала книгу еще раз и обратила внимание на то, как расходятся интонации. Франкл писал не мемуары - не совсем мемуары; он вел психологическое исследование всего, что наблюдал, базируясь на своих теориях. Книга очень спокойна и очень рассудительна; спектакль кричит и плачет. Франкл объясняет себе и читателю, что происходит с людьми и как на это можно повлиять - спектакль заставляет зрителя погрузиться в то, что происходит с людьми. Спектакль берет основную идею - сказать жизни "Да!", но я не уверена, насколько путь к принятию жизни в восприятии постановщика близок к пути, который видел Франкл. Не знаю, важно ли это - у меня слишком личное отношение к Франклу. Но наверное, у постановщика тоже - почему-то же он захотел рассказать о концлагере именно через этот текст.

... в зале было очень много школьников. Хотела бы я знать, что вынесли для себя они. Может быть, это вообще для них спектакль на самом деле, а не для меня. А остальное мелочи.