Краковские евреи в пятницу свадеб не играли. Где-то века эдак с шестнадцатого. И на то была причина.

Тогда, в шестнадцатом веке, выдавали замуж сироту, и жених в последний момент отказался от свадьбы - приданое оказалось меньше, чем определено было по добрачному договору. Бросились собирать недостающее... пока собрали, прошло время. Начало свадьбы подзадержалось - вот-вот должна была начаться суббота, когда правоверному еврею нельзя делать очень многое - в том числе играть свадьбу.

А дальше легенда и история расходятся. Легенда говорит так: свадебные гости начали пир с музыкой в доме неподалеку от синагоги, уже начиналась суббота (она с закатом начинается), они шумели и не обращали никакого внимания на возмущение соседей и просьбы прекратить. И тогда раввин проклял их - и разверзлась земля, и дом ушел под землю вместе с гостями. С тех пор свадеб по пятницам и не играли.

История говорит другое. Раввином тогда был знаменитый Рему - рабби Моше Иссерлес, эрудит, правовед и философ. И он не только не проклял свадьбу - сочувствуя сироте, он задержал вечернюю службу в синагоге, пока деньги не собрали и условие брачного контракта не было выполнено. И только через полтора часа после начала субботы он наконец дал знак начать молитву...

А вот что свадеб в общине с тех пор в пятницу не играли - чистая правда.

А синагога Рему стоит - и действует - в краковском Казимеже до сих пор.