Все-таки больше всего мне не нравится панкеевская система классов и то, что она с ней делает, в отношении бардов. Там как-то довольно обстоятельно демонстрируется, что бард - это такое бесполезное чмо, только очень милое и декоративное. У барда есть Огонь - который вовсе необязательно сопровождается какими бы то ни было способностями; но при этом нам регулярно рассказывают, что барды - это такие люди, которые неспособны работать (кроме как порывами творчества), неспособны заботиться о себе, их нельзя пускать ни на какую опасность и так далее и тому подобное.

И да, конечно, Эль Драко как-то жил - хотя, возможно, за счет всепобеждающей харизмы (и вовремя нанятого господина Пуриша), и мама Эль Драко не производит впечатления беспомощной истерички, но это-то все на заднем плане, а на переднем у нас Ольга, на переднем у нас Жак и всякое прочее милое веселье. Такое ощущение, что если ты попадешь на Дельту и у тебя обнаружится Огонь, проще сразу повеситься. Ну или завести высокопоставленных друзей.

Тема "юные эльфы беспомощны" проводится почти так же активно, как с бардами, но оно еще и развивается в печальную сторону - затянутый подростковый бунт Мафея еще ладно, но Орландо из обаятельного предводителя повстанцев в первых книгах все дальше и дальше превращается в ненадежную марионетку на троне - может, конечно, автор это и хотела показать, но как-то уж ... грустно совсем.