Я люблю романы тайн, где творится что-нибудь страсть какое загадочное и все что-то ищут... но они почти неизбежно терпят крах на моменте раскрытия тайны.
Тайн бывает два варианта: клад и тайная организация (можно и то, и другое сразу). Клад - хорошо если что-нибудь милое и логичное типа древних сокровищ на затонувшем корабле, но сокровища обычно не дают всей полноты таинственности - кто может мешать их искать? Разве что грабители. Поэтому обычно клад - это что-то ужасно таинственное, что не должно стать известно публике - будь то новости о потомстве Иисуса Христа, истинной судьбе Дракулы, секретный список гитлеровских шпионов во всем мире или тому подобная штампованная "желтая" тайна.
Еще бывает тайная организация, на следы действия которой натыкаются герои. Это тоже очень уныло. СПЕКТР у Джеймса Бонда хотя бы трава, как и весь Бонд, но вот Кристи в своих "шпионских" романах неизменно на этом прокалывалась - подобные организации совершенно не вписываются в атмосферу ее книг. Плюс тамплиеры и тому подобные розенкрейцеры - верный способ вызвать зевоту на второй же главе (почему, собственно, я не дочитала Дэна Брауна). Тайная организация чаще всего злодейская, но иногда возвышенно-благородная, что еще хуже - злодейская организация хотя бы может иметь конкретные цели типа "создать гипероружие" (что они с ним будут делать - уже третья история), а вот возвышенная обычно только льет возвышенную воду об облагораживании человечества (собственно, чего я вспомнила про романы тайн - я к собственному удивлению взялась перечитывать "Графиню Рудольштадт").
И не вызывает отторжения, пожалуй, только точное вписывание тайны в жанр - я упомянула СПЕКТР, хотя бондиана немножко не тот жанр, а практически идеальный пример - это "Имя розы". Тут веришь, что именно вот это могли искать именно с таким пылом и с таким же пылом прятать.