Для большинства смертных, которых иезуитское воспитание не
совратило, как несчастную молодежь 1610 года, и не преисполнило
благодарности как Вольтера, иезуит и его Общество представляет
тройную тайну честолюбия, могущества и смирения, выведенную раз и
навсегда Александром Дюма ("Виконт де Бражелон") в образе дворянина
Арамиса, монастырского мушкетера, альковного аббата и генерала
Общества Иисуса. Гениальный интриган, облеченный непомерным
могуществом, этот генерал иезуитов, как его описывает Александр
Дюма, склонен к заговорам и переодеваниям, главным образом в рубище
нищего, которое при случае оттеняет великолепие его мощи. Не имея
постоянного жилья, он обходит свет, связывая тайные нити своей
политики, один только способный разобраться в лабиринте собственных
махинаций и обладая в качестве единственного знака своего
достоинства перстнем, таинственная оправа которого производит
молниеносные потрясения. При первом блеске грозного кольца,
пораженного члена Общества сразу бросает в дрожь, зрачки
расширяются, волосы встают дыбом, постепенно всякая жизнь покидает
его оледеневшие члены; он бледнеет, цепенеет, как труп, и в конце
концов делается похожим на иезуита Мишлэ; он не относится ни к
прошлому, ни к настоящему, это уже не человек, а всего лишь
монолитный кусок застывшего послушания.


Андре Фроссар, "Соль земли"


А откуда-то сверху доносится бесплотный голос, слегка недовольный, будто у обладателя голоса мигрень: "Нет, размах, конечно, замечательный, mon cher Rene, но как неаккуратно, сколько шума! Разве этому я тебя учил?"