Когда я некоторое время назад прочитала трилогию об Ауте, мне многие обещали, что "Город и ветер" мне понравится больше. В общем и целом они, пожалуй, были правы. Стиль и манера все те же, но при Тэйоне как рассказчике они не так меня раздражают, как от лица Антеи — как-то у него, как мне представляется, больше причин видеть мир именно так (хотя привычка главных героев Парфеновой непременно анализировать собственные эмоции меня все-таки забавляет). Конечно, возможно, меня просто раздражает пристальный взгляд на психику подростка — я и собственные-то дневники подросткового возраста перечитываю кривясь и стесняясь собственной эгоцентричности (вообще очень хочется рассмотреть трилогию об Ауте и "Город и ветер" как развернутые метафоры соответственно подросткового возраста и инвалидности — там путешествие со слабо очерченной целью, а потом спуск в глубины собственного мира, тут действие, ограниченное рамками одного города, и снаружи приходят только воспоминания — но не хватает мне для этого ни опыта, ни образования. Интересно, а анализом книг Парфеновой кто-нибудь уже занимался?)
И тем не менее, хотя я читаю Парфенову с интересом, писатель она не вполне "мой". С начала "Города и ветра" по-прежнему слегка царапал стиль — не знаю, как его определить, этакая отрывистая образность, которую я уже встречала и у других авторов, и которая мне, честно говоря, всегда казалось немножко пафосной и чрезмерной. Впрочем, когда пошли развиваться события, или когда я вчиталась (или и то и другое), царапать постепенно перестало.
И профессор Совенок — это да, персонаж просто замечательный!
А вот "Посланник" мне, пожалуй, понравился больше всего прочитанного у Парфеновой, но во многом это объясняется первой частью и моей личной фишкой - описания того, как (а)тщательно готовятся большие операции и (б) человека, который был не в порядке, приводят в порядок есть один из главных моих comfort reading.
Но роман так и так интересный (даже тем, что дело в Питере происходит) и необычный — складывается картина борьбы с завоеванием не столько внешней, сколько внутренней. Удачно, на мой взгляд, то, что конец не однозначный - захватчиков прогнали, но не совсем, и планета в процессе изменилась очень сильно.
А вот линия с Данаи намного... банальнее, что ли. Все время кажется, что я это уже где-то читала — то ли в "Дюне", то ли у Кэролин Черри, то ли где-то еще, то ли везде сразу. И вообще мне не понравилась Эсэра и вся любовная история. Я всегда считала, что какой угодно персонаж можно сделать незаштампованным и интересным, но если персонаж можно описать двумя словами, то это штамп. Вика — да, Вика персонаж интересный и неоднозначный, а Эсэра довольно полно укладывается в обозначение "гордая красавица". Но поскольку линия эта, слава богу, в общем объеме романа довольно незначительная, то она не помешала мне получить от чтения массу удовольствия.