Так вот. Это я, конечно, перечитываю, и далеко не в первый раз, но в этот раз у меня, кажется, получилась книжка немножко не про то, что раньше.

Но сначала про то, про что раньше. Во-первых: мне всегда очень нравились взаимоотношения Юкайгина и Акейро. Когда-то я даже пыталась написать про них слэш, но не вытанцовывалось. Потом, думая не об этой книге, а о "Таэ эккейр", я вдруг сформулировала себя, что про главгероев Элиных книг мне слэш не нужен: для меня слэш это прежде всего отношения, а уж отношения между главгероями прописаны у Элы обычно так, что там уже и нечего добавлять. А пвпшки мне всегда плохо давались и редко когда были для меня основной целью. Ну а в этот раз... я перечитала отрывок про дружбу воинов и какая она недовысказанная и подумала - наверное, можно написать еще. Какие-то пропущенные сцены, допустим, разговоры... Вот именно с той же недовысказанностью. Но сложно. И потом, я точно не смогла бы писать про "Встречу в облаках", а как же без нее?

Еще - я помню, кто-то удивлялся, как это Кенет вначале рассуждает, что запреты магам на романы его не касаются, потому что ему еще жениться не скоро. Ага, но за эти полтора-два года, да за год уже, он очень растет - это роман роста/воспитания еще и в этом отношении, на следующий год барышня Тама уже вполне вызывает у него интерес. Кстати, интересный момент, когда Кенет идет советоваться к Хакке - я удивилась ходу мыслей деревенского мальчика, но потом решила, это на него работа в больнице могла так повлиять. Острый и ускоренный способ узнать жизнь. Не освоить, но узнать.

Еще - мне всегда нравилось в книгах Элы множество сенсорных, что ли, деталей, быта, устройства городов (мало кто умеет с такой любовью про города писать), и, наоборот, вызывало сложности в восприятии присутствие в большом количестве такой... этической дедукции, что ли. Герои всегда очень внимательны к этической стороне, и постоянно получается что-то вроде "А встретил Б и сделал жест В, а потом вдруг охнул и понял, что он сделал ерунду, потому что по лицу Б видно, что он человек такого-то склада, а сам А одет вот так-то, так что Б наверняка воспринял В как то-то и то-то совершенно неподобающее". То есть я верю в рамках этого мира, что эти герои так рассуждают, но мне сложно чувствовать себя с ними заодно, потому что такой мир мне совершенно несвойствен...

... и именно поэтому я как-то вдруг зацепилась за историю Тайин, сестренки Наоки. Значит, у нас заболевшая девочка лет пяти, которая узнала, что из-за нее - из-за того, что она заболела - высекли всех служанок, и отравилась. И я стала думать, как такое могло получиться, потому что с первого взгляда - маленький ребенок, ну как такое могло быть? То есть нет, детям свойственно думать, что все действия взрослых происходят из-за них, это-то ясно, но с остальным сложнее. На самом деле остаются непонятными две вещи: метод и, собственно, реакция. И с методом мне вот показалось по размышлении, что это она могла какую-нибудь балладу слышать, где героиня отравилась в безвыходной ситуации. А вот реакция... что-то там очень-очень не в порядке было, кажется мне. Куда больше, чем просто жестко зацикленный на своих правилах отец. Что-то, что вообще делало для девочки существование очень близким к грани невыносимости. ... когда я задумываюсь над такими вещами, я обычно начинаю придумывать фики, но не хочу я про это фик писать.

А кроме того, за историю Тайин цепляется идея мира песен. И тут-то как раз то, что оказалось для меня самым интересным.

Собственно, про магию и про особенности магии Кенета я и так помнила. А вот про присутствие в этом мире религии я умудрилась совершенно забыть. Религия появляется два раза - старый священник, читавший отходные молитвы в больнице, и молитвы отца Наоки и Тайин. Взаимодействие религии и магии - штука для меня в принципе интересная, и я стала задумываться, как выглядит религия в мире, где активна и признана магия. ... да никак не выглядит. Неясно, какие боги, неясно, кому молятся и во что верят. Разве что это такой способ накопления энергии, не знаю...

Но зато религия - своя собственная - есть у горцев. Я, кстати, обнаружила, что начиная с момента ухода Кенета в горы, я помню сюжет куда хуже. И совсем я забыла про то, что Кенет встретил в орешнике - кстати, я не думаю, что оно (и черный камень) и есть боги, ну то есть, может, они и есть - но такому люди не могут молиться, должно быть что-то более близкое/понимаемое. ... с таким разве что Кенет и может беседовать - он очень показательно воспринимает невоспринимаемое как цепочку перевернутых бытовых моментов типа хихикающего локтя. И видит собеседника "похожим и на наместника Акейро, и на старую сосну одновременно".

А вот то, что собеседник в орешнике говорит Кенету про фишки и правила игры - а кто игроки? Игрок ли черный камень? Правилами игры он явно быть не может. Или игроками должны быть боги, те, которым люди молятся? А правила игры любопытные - Кенету говорят, что "если фишка не снимается по игре, снять ее с доски невозможно". Это звучит как предчувствие финала в чем-то - может, вся штука с Инсанной в том, что он снимал фишки не по правилам? Или Инсанна вообще не фишка. Фишка (Кенет в данном случае) явно тем сильнее, чем больше знает о правилах.

С горцами - странно. Вот о чем еще стоит поразмыслить, хоть я ничего и не надумала пока - как вообще могла возникнуть такая религия, с мечами? Только из-за живого металла? Потому что сны, и то, как Кенет шел в горы, навело меня на странную мысль, что Лихогорье - что-то вроде изнанки/каркаса мира. Именно потому там черный камень, там орешник, там сны... Там ближе к сути (а как было, когда гор было больше? Кстати, я несколько запуталась в географии этого мира, карты не хватает).

А потом получается мир песен. Который, конечно же, во многом и есть мир магии - "... именно здесь, между словом и предметом, и зарождалась магия". Интересно только, почему тогда большинство магов движутся против течения мира? Как такое получилось? Или это из-за Инсанны - мир-ответвление, где нарушен нормальный порядок вещей? Но если корни магии в мире песен, естественно, что магия там эффективнее - см. что получилось с Инсанной. Кенет ведь такого не планировал явно, но в мире песен проблемы исправляются сразу на коренном уровне.

Понравилась фразочка как раз из сцены в мире песен - "Иначе как отчаянным, подобное положение дел и не назовешь. Во всяком случае... именно так оно себя и называло". Роскошные вообще возможности для магических исследований, связанных с миром песен...

Поэтому - поскольку я рассмотрела внимательнее, как оно вышло с изменением мира, финал стал меня раздражать куда меньше. Другое дело, что мне таки жаль, что не было места как следует познакомиться с новым Акейро.

Интересный момент был - что Юкайгин хоть и не помнит, что было в ином варианте, но как бы понимает. И тут я подумала - он же Земля. См. момент с "Встречей в облаках", тот невысказанный разговор и замечания Кенета, но с моей привычкой раскладывать персонажей на Таро - он самая натуральная Земля и есть. Диски. А Акейро - Мечи и Воздух, разумеется. Не знаю, есть ли там явные Жезлы и Чаши - может, Юкенна Жезлы? (забавно, что Юкенна, несмотря на гадание, в этой книге оказался не так уж тесно связан судьбой с Кенетом. А остальные две книги я пока не перечитывала. И не очень пока понятно, как в этом мире работает гадание - как это связано с магией и с миром песен).

Ну так вот, мне как-то представляется естественным, что Земля (то есть сам мир) должна на каком-то глубинном уровне помнить такие вещи. Перемены в своей сути. А еще, коли я уже стала думать по мастям/стихиям, я вдруг подумала о том, что меня тоже слегка беспокоило своей нелогичностью - почему важные для Кенета люди снова оказались в его жизни и, в общем, практически неизменившиеся (интересно, как живут в Поречье в новом мире, например? И медведь! Мне очень нравится медведь) - восемьсот же лет! По идее, ветви судеб должно было очень сильно разнести! И подумала, может, сохранились не только люди-вехи в биографии Кенета, но и люди, завязанные на стихии/мироустройство этого мира?

Про вехи в биографии Кенета я тоже думала, они там вполне себе такие... Ученичество, потом - от Сада Мостов до Каэна - несколько воинские и "приключенческие" приключения, потом Лихие Горы - ну вот как я выше писала, выход на "изнанку", на вне-мировые силы, потом Аритэйни и место средоточия - как окончательная инициация, не зря они завязаны друг с другом. Ну и дальше Кенет уже маг. Но это-то самоочевидно, это я так... зафиксировала для себя.

... ну вот, не отзыв вышел, а заметки редкой невнятности, но уж что получилось, то получилось.