Обычно я русской СФФ почти не читаю, а тут как-то скопом набежало, так что докладываю пачкой о том, что успело попасться недели за две последних:

"Мастер клинков. Начало пути", Дмитрий Распопов
"Небесные колокольцы", Максим Макаренков, Ольга Мареичева
"Отыгрывать эльфа непросто", Леонид Кондратьев
"Ромашки для королевы", Оксана Демченко
"Шерше ля вамп", Юлия Набокова
"Убить некроманта", Макс Далин
"Бастард фон Нарбэ", Наталья Игнатова

Подборка исключительно разномастная и случайная, признаю.

Значит, так: Распопов и Кондратьев - это про попаданцев. У Распопова подросток из нашего мира попадает в некий фэнтези-мир, а у Кондратьева ролевик, случайно превратившись в эльфа-дроу, попадает в сорок первый год и партизанит там. Обе книжки, имхо, очень средненькие, но у Распопова как-то совсем странно вышло: его герой ни разу не подросток. Я даже не уверена, что это взрослый мужик - это вообще какая-то сюжетная функция или игровой персонаж в игре на выигрыш. То есть там почти нет характера, одно только неутомимое решение задач по типу "а вот щас мы тут у них наведем порядок".

У Кондратьева забавнее, но это типичная "книжка для мальчиков" - мне интересно, как человек встраивается в жизнь дроу и как дроу взаимодействует с партизанами, а автор подробно описывает, как и что взрывали. Как взрывали, я люблю только в кино, в книге это скучновато. В книге я, как Алиса, люблю, чтоб разговоры были. )))

Макаренков и Мареичева написали шпионский триллер с мистическим уклоном в альтернативно-историческом сеттинге - в России, где была февральская революция, но не было октябрьской. И больше всего мне, если честно, понравился сеттинг (хотя книга и в целом выше качеством, чем предыдущие две): отчетливо напоминает (подозреваю, не случайно ) советские книжки "про шпионов", и интересно наблюдать, как выглядит этот мир. А вот действие начинает разворачиваться только к концу, изрядно сумбурно, и явно задел на дальнейшие книги.

Демченко чем-то напомнила мне книги Элеоноры Раткевич. Много хороших людей (особенно среди гномов - гномий мир, пожалуй, смачнее всего описан), некоторое количество очень плохих, хорошие в конце концов объединяются и борются со злом. И довольно милая, хоть и мэрисьюшного толка, главгероиня - деловитая деревенская ведьмочка, оказавшаяся замужем за древним эльфом. Но, в отличие от Раткевич, сюжет Демченко балансировать не умеет - слишком много персонажей, слишком много суеты, и получается изрядная каша.

Набокова - это вторая книжка из цикла, но первую я уже читала. Книжки про гламурных вампиров, среди которых оказывается всю жизнь рвавшаяся к гламуру героиня. Как ни странно, довольно приятное чтение, если вас автоматически не отталкивают вампиры, гламур и любовные романы - все довольно бодро, героиня, в общем, довольно симпатичная... и даже сюжеты немножко детективные - такие, а-ля иронический детектив. Тоже явный задел на следующую книгу.

Далин - это про Непонятое Зло. Ну то есть не совсем... Главгерой - хороший король и вроде бы неплохой человек, но его ненавидит большая часть его подданных, потому что он некромант и, следовательно, Злё. Он временами страдает, временами ищет любви и принятия. Временами принимает любопытные решения - например, бороться с армией захватчиков путем армии зомби. Очень экономно. Но в целом вызывает сомнения, потому что (а) если присмотреться к герою, то начинаешь подозревать - если ты не испытал мгновенного духовного единения с несчастным и непонятым, то можешь плохо кончить, и (б) лично в моей системе взглядов на мир некромант - это все же дело противоестественное. Нарушение нормального хода вещей.

Конкретно эта книжка Игнатовой прошла у меня намного лучше, чем предыдущие попытки. Во-первых, понятна тем, кто не читал всего остального или читал не все. Во-вторых, интересная мне тема - я давно страдала, что про церковь во вменяемом виде в СФФ писала разве что Кэтрин Курц. А тут главгерой - искренне верующий священник.

Правда, про религию - во что они там, собственно, верят - ничего практически в книге нет, есть церковь и есть вера главгероя. С мирозданием там как-то вообще неясно - как вышла эта жуткая система с аристократами, если одновременно церковь играет такую роль. И ведь систему менять не собираются - герои рассуждают о том, что система с аристократами отомрет, _если найдут что-то вместо нее_. Почему должны быть "псы императора", если есть церковь, выполняющая все функции вплоть до армейских - неясно. Но за исключением этого слоя - вполне приятный "космобоевик на этические темы", куда лучше, чем с этическими темами обходится Лукьяненко.

Продолжение следует, потому что я еще не всю скопившуюся у меня русскую СФФ прочла.