00:28 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
Ходили сегодня на бутусовского "Гамлета" в театр Ленсовета. Что будет интересно - это было ожидаемо, но мне в целом понравилось даже больше, чем я ожидала.

Спектакль для бутусовского стиля удивительно неагрессивный - никаких дымовых атак на зрителя, никакой оглушающей музыки. Просто громкая музыка, впрочем, есть - и очень много полутанцевальных интерлюдий (часть из них, та, что под особо громкую музыку, совмещена со сменой декораций, производимой самими актерами. О эти бесконечные ряды бутылок, которые актеры таскают туда-сюда!)

Спектакль очень декоративный, очень красивый. Элегантная сценография. Интересный свет, обеспечивающий в интерлюдиях и не только "театр теней" на наклонном то ли потолке, то ли стене. Красивая хореография. Сдержанные костюмы - почти все в черном, белом или бежевом/кремовом/телесном, выбиваются разве что костюм "Клавдия" в "Мышеловке", вынесенной в самое начало - вернее, в той пантомиме, которая от "Мышеловки" только и осталась, - парик могильщика да нежно-голубое платье-пальто, в котором проходит по сцене мертвая уже Офелия. (мертвых на сцене к концу становится много - Гамлет-старший, конечно, плюс Розенкранц и Гильденстерн, и они всем своим видом показывают нам, что мертвым тут быть поприятнее, чем живым)

Почти все телесные взаимодействия вынесены в интерлюдии; в остальном нам вообще никак не овеществляют то, о чем речь - ладно бы "о чем ваша книга", говоримое Гамлету, который не держит никакой книги, но Гамлет и Лаэрт в сцене над могилой Офелии сидят друг от друга на приличном расстоянии, при этом произнося реплики про "перестаньте меня душить". Да и сцена Гамлета с Гертрудой смотрелась даже немного неожиданно - а то в последних смотренных мною постановках Гамлет сплошь и рядом валил Гертруду на кровать.

Впрочем, одно отсутствие вещественной декорации развернулось в очень интересную сцену: монолог к черепу Йорика Гамлет произносит, конечно, без всякого черепа, но вместо этого гладит голову могильщика и заглядывает ему в глаза - и могильщик достает яркий парик и превращается в Йорика, унося смеющегося счастливым смехом Гамлета на закорках. Могильщика, кстати, играет тот же актер, что и Первого актера (Александр Новиков).

Это к вопросу о телесных взаимодействиях: Гамлета берут на руки несколько раз - сначала его сажает на колени Клавдий, называя сыном, потом носит на руках призрак отца, и под конец еще и вернувшийся Йорик - отцовские и псевдоотцовские фигуры.

И да, Гамлета играет женщина - актриса Лаура Пицхелаури; большую часть времени она ходит в мужской одежде, а в женское переодевается пару раз - и каждый раз рядом с отцом. Поэтому получается не столько эдипов комплекс, сколько комплекс Электры... Пицхелаури, кстати, впечатлила меня тем, что она умеет произносить монологи. Мне этого в отечественных шекспировских постановках очень сильно не хватало.

Гамлет женщина, а вот Офелия поначалу мужчина... нет, на самом деле не столько мужчина, сколько маска: актер Федор Пшеничный играет Офелию, слушающуюся отца, в черном мужском костюме и белом макияже-маске, при этом у него трясутся руки и дергаются губы, словно маска вот-вот треснет... а потом, когда Офелия выполнила все, что требовал отец, сзади подходит вторая Офелия - девушка, актриса Юстина Вонщик. Черный мужской костюм она наденет еще раз, в сцене сумасшествия, но это уже не маска, а живой человек (а Федор Пшеничный теперь уже окончательно в маске трагедии появится как второй могильщик в сцене похорон).

К концу спектакль "разогрелся", исчезло легкое сомнение "а точно ли режиссеру есть что сказать, кроме "Гамлет клевая пьеса и я могу поставить ее красиво" (но Гамлет клевая пьеса. Вы подумайте, ей четыреста лет, а режиссеры все еще находят, что можно о ней и ею сказать). Правда, говорит он это местами немножко в лоб - от беседы про флейту, где собеседники Гамлета не просто Розенкранц и Гильденстерн, а сразу человек девять, подозреваю, все свободные на тот момент актеры произносят реплики по очереди, чтобы мы уж не забывали, что лгут все, - и до меча, который держит Гамлет перед дуэлью, огромного деревянного меча с крестообразной рукоятью.

Ну и к вопросу о том, чего в постановке нет, кроме полной версии "Мышеловки" (вообще давно пора завести для постановок "Гамлета" чеклист - стражники есть/нет, Фортинбрас есть/нет, такое вот все). Начинается спектакль, еще до пантомимы, с записи телефонного звонка: один парень другого спрашивает, мол, скажи на память, не гугля и не заглядывая в справочники, как умер Гамлет? А тот ему отвечает - не дури, я тебе сразу скажу, что не знаю, как он умер, я всю ночь тусил, какой вообще нафиг Гамлет...

Так вот, в спектакле нет дуэли. Гамлет со своим мечом-крестом в ответ на заклинание Горацио "Вы не будете сегодня фехтовать!" кричит "Буду! Буду! БУДУ!!!". Занавес падает. Хотите знать, как умер Гамлет - гуглите.

@темы: я не театрал, я только учусь, Шекспир

URL
Комментарии
2018-04-12 в 19:01 

Angstsourie
let's walk another way
Там в ярком еще Горацио выходит разок) Когда декорацией работает.

2018-04-12 в 20:25 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
Angstsourie, вот, кстати: почему-то я в этом спектакле регулярно теряла Горацио! (и это притом, что переводчик вообще считает Горацио главзлом этой пьесы)

URL
2018-04-12 в 21:33 

Angstsourie
let's walk another way
Таэлле, а потому что его практически нет. Он цацка для Гамлета, а не персонаж.

2018-04-12 в 22:04 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
Angstsourie, ну да (из чего мы делаем приятный вывод, что переводчику не удается никого накурить своими теориями)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Неискоренимая привычка размышлять вслух

главная