Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

"Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению. Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи". Мишель Монтень

"- По мне, хорошее общество, мистер Эллиот, - это общество людей умных, образованных и умеющих поддержать занимательный разговор; вот что называю я хорошим обществом.
- Вы заблуждаетесь, - сказал он мягко. - Это не хорошее общество; это общество лучшее." Джейн Остен, "Доводы рассудка"

"Трудно защищать то, во что веришь полностью. Куда легче, если ты убежден наполовину; если ты нашел два-три довода и можешь их привести. Но убежден не тот, для кого что-то подтверждает его веру. Убежден тот, для кого все ее подтверждает, а все на свете перечислить трудно. Чем больше у него доводов, тем сильнее он смутится, если вы попросите их привести. Спросим врасплох обычного, неглупого человека, почему он предпочитает цивилизацию варварству, и он растерянно забормочет: «Ну, как же, вот книжный шкаф... и уголь... и рояль... и полиция...» Защищать цивилизацию трудно, слишком много она дала, столько сделала! Казалось бы, если доводов много, ответить проще простого; на самом деле именно поэтому ответить невозможно.
Вот почему в убежденном человеке есть какая-то неуклюжая беспомощность." Г.К. Честертон

"Благородные деяния и горячая ванна - вот лучшие лекарства от депрессии". Доди Смит

URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:17 

sugar and spice and everything nice
В прошлом году я уже вывешивала фотографии из календаря кимоно, который готовят производители шелковой ткани хаматиримен из города Нагахама, а носят эти кимоно отставные актрисы Такаразуки, а вот теперь выпустили уже новый календарь. На этот раз в нем Аяно Канами и Мисаки Рион.

Под катом семь больших изображений.

@темы: цветочек лиловый, Япония

11:48 

sugar and spice and everything nice
www.novayagazeta.ru/tags/moskvichi - в "Новой газете" фотопроект "Москвичи", о трудовых мигрантах, работающих на улицах Москвы. Фотографии и рассказ человека, причем рассказ и на русском, и на его родном языке. Хорошая идея, молодцы "Новая".

@темы: люди, ссылки

19:18 

sugar and spice and everything nice
У меня вообще вишлисты чем дальше, тем меньше - я либо покупаю себе сама то, что хочу, либо оно дороговато, но.

Я никак не могу найти "Повседневную жизнь старой русской гимназии" в бумажном виде (вот это -
www.ozon.ru/context/detail/id/4355336/), так что дорогие все, если вдруг вы случайно на нее наткнетесь и даже хотя бы просто наведете меня на место, где ее можно купить, я буду очень рада.

@темы: мечтать не вредно, книги

22:08 

sugar and spice and everything nice
... и первая моя реакция на полет тарелки с пельменями была "А я не знала, что в Воронеже есть высотки".

@темы: смешная штука жизнь

15:55 

sugar and spice and everything nice
samlib.ru/g/gordienko_e_s/ - не знаю, кто такая Екатерина Гордиенко, но у нее неплохой вкус в выборе материалов на перевод. Я вышла на эту страничку, выяснив, что на русский перевели нежно любимого мною "Гоблина-императора" (кажется, уже рекомендовала подробнее), но у нее там еще всякое разное от Нэнси Митфорд до Дианы Гэблдон.

@темы: книги, ссылки

13:31 

sugar and spice and everything nice
Читаю холивар-детектив, много думаю. Больше всего думаю о том, что ощущала уже давно: когда с тобой быстро и настойчиво начинают сближаться, лучше попятиться. Если некто с места в карьер чует в тебе родственную душу, может, он и не мошенник, но в любом случае общение с таким человеком ничего хорошего тебе не принесет.

@темы: и вправду размышляю вслух

11:16 

sugar and spice and everything nice
Такаразука на следующий год собирается ставить "Доктора Живаго" (а в этом году, кстати, у них мюзикл про убийство Распутина). У постановщика "Живаго" за плечами мюзиклы про Нижинского, Аль Капоне, Роберта Капу, шведского короля Густава III и Шарля Трене, а также мюзиклы по "Вертеру" и "Первой любви" Тургенева (да, он начитанный), так что должно быть весело.

@темы: цветочек лиловый

20:08 

sugar and spice and everything nice
"... когда-то, лет наверное в одиннадцать, я стал читать довольно взрослые книжки и скучное пропускал, больше по сюжету скользил. И потом — это я помню достаточно хорошо — читал пятнадцатитомник Гюго, огромный, зелененький такой, там много скучного, он несколько риторический автор. Внезапно мне пришло в голову, что ведь, когда автор писал, ему же не скучно было, он же зачем-то этим занимался. И я поставил такой эксперимент: стал читать очень медленно и каждое предложение как бы репрезентировал в воображении, представлял то, что мог представить себе автор. Поначалу было довольно скучно, но после, наверное, сотни страниц в моем сознании произошел перелом. Можно назвать это мутацией читательского сознания."

Александр Доброхотов

@темы: книги, чужими словами

20:41 

sugar and spice and everything nice
Очень интересно читать про ситуацию с памятниками конфедератов нынче в США, много появилось любопытных (ну во всяком случае для меня) материалов. Я на самом деле не имею обобщенной точки зрения на вопрос сноса памятников, но вот эта статья интересная:

carnegie.ru/commentary/72861

(интересная еще и тем, что тут расписывается довольно подробно, как один и тот же памятник в разных местах и в разное время означает разное).

И еще немного о памятниках:
www.facebook.com/ivan.kurilla.9/posts/101590143... - американист Иван Курилла тоже с рассуждением о том, что памятники меняют свое значение в ходе истории, и не означает ли борьба с памятниками неспособность победить расизм.


www.nytimes.com/2017/08/20/opinion/confederate-... - американский историк Эрик Фонер об истории отношения к не-белым американцам, с вопросом "почему на Юге нет памятников черным героям", и:

«Если дело только в историческом наследии, почему нет статуй генерал-лейтенанта Джеймса Лонгстрита, одного из основных помощников генерала Роберта Ли? Не потому, что он был плохим генералом; вообще-то Лонгстрит отговаривал Ли от атаки Пикетта, которой закончилась битва при Геттисберге. Преступление Лонгстрита случилось после Гражданской войны: он поддерживал предоставление права голоса черным мужчинам и руководил полицией Нового Орлеана, которая в 1874 году выступила с оружием в руках против белых расистов, которые стремились захватить контроль над руководством штата. Лонгстрит не являлся символом превосходства белой расы; поэтому он преимущественно не годился для увековечивания теми, кто долго контролировал общественную память на Юге». (Я погуглила, статуя есть, в Геттисберге, но там, полагаю, есть статуи более-менее всем связанным с событием – а статуя Лонгстрита появилась только в 1998 году!)

www.theguardian.com/commentisfree/2017/aug/22/t... - журналистка и юрист Афуа Хирш о том, что неплохо бы теперь британцам Нельсона свалить.

(Мне кажется, с Нельсоном тут не совсем то же самое: памятники конфедератам сегодня напоминают именно о группе проблем, связанных с рабством, а вот Нельсону памятник поставили совсем не за то, что он поддерживал рабство. Напрашивается вопрос – если мы будем ставить памятники только людям, никогда не совершавшим ничего дурного… много ли у нас останется памятников? (а может, постепенно вообще изменится взгляд на памятники в сторону более локального и менее пропагандистского? Впрочем, вот же, конфедераты с какой-то стороны вполне себе локальны) С другой стороны, мне кажется, что автора статьи волнуют не столько памятники Нельсону, сколько необходимость общественной дискуссии об англичанах, поддерживавших рабство, на таком же уровне, как в США.)

А за кого я? Я за то, чтобы люди научились сосуществовать с собственной историей, но как этого достигнуть, пока не очень понятно. Инстинктивно кажется, что стоит думать в сторону уточнения определения памятников и их классификации: ну вот я так понимаю, Польша попыталась что-то подобное сделать в законе о декоммунизации, отграничив памятники на кладбищах и памятники, являющиеся художественными произведениями (но кто будет определять художественность?). Впрочем, в отношении вопроса с памятниками в Польше если кто и писал серьезные исследования, я таких пока не видела. Еще кажется, что стоило бы по-разному рассматривать памятники и памятные доски, вторые все-таки более информационное значение несут (и да, я помню про Колчака и Маннергейма, но дискуссия по ним производила такое странное впечатление присутствующих белых пятен).

Еще очень хочется знать, что будет через десять-двадцать лет: в смысле, как изменится реакция на памятник (и персону) через достаточное количество лет после его снесения. «Вот здесь стоял памятник такому-то – помните? Жалеете?» и так далее, хотя, конечно, нужны более внятные параметры отслеживания реакций, очень надеюсь, что кто-то этим занимается.
запись создана: 21.08.2017 в 21:22

@темы: ссылки, история

15:22 

sugar and spice and everything nice
Каждый раз, когда вижу этот отзыв, восхищаюсь.

«Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня – что это такое? По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться – все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрет от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».

... знаете, о какой картине это писал почтенный юрист профессор Цитович?

@темы: смешная штука жизнь, чужими словами

15:58 

Флэшмобное - Киплинг для Лопоуши

sugar and spice and everything nice
Дети Марфы

Дети Марии легко живут, к части они рождены благой.
А Детям Марфы достался труд и сердце, которому чужд покой.
И за то, что упреки Марфы грешны были пред Богом, пришедшим к ней.
Детям Марии служить должны Дети ее до скончанья дней.

Это на них во веки веков прокладка дорог в жару и в мороз.
Это на них ход рычагов; это на них вращенье колес.
Это на них всегда и везде погрузка, отправка вещей и душ,
Доставка по суше и по воде Детей Марии в любую глушь.

"Сдвинься", - горе они говорят. «Исчезни", - они говорят реке.
И через скалы пути торят, и скалы покорствуют их руке.
И холмы исчезают с лица земли, осушаются реки за пядью пядь.
Чтоб Дети Марии потом могли в дороге спокойно и сладко спать.

Смерть сквозь перчатки им леденит пальцы, сплетающие провода.
Алчно за ними она следит, подстерегает везде и всегда.
А они на заре покидают жилье, и входят в страшное стойло к ней.
И дотемна укрощают ее, как, взяв на аркан, укрощают коней.

Отдыха знать им вовек нельзя, Веры для них недоступен Храм.
В недра земли их ведет стезя, свои алтари они строят там,
Чтобы сочилась из скважин вода, чтобы, в землю назад уйдя,
Снова поила она города, вместе с каждой каплей дождя.

Они не твердят, что Господь сулит разбудить их пред тем, как гайки слетят,
Они не бубнят, что Господь простит, брось они службу, когда хотят.
И на давно обжитых путях и там, где еще не ступал человек,
В труде и бденье - и только так Дети Марфы проводят век.

Двигая камни, врубаясь в лес, чтоб сделать путь прямей и ровней,
Ты видишь кровь - это значит: здесь прошел один из ее Детей.
Он не принял мук ради Веры святой, не строил лестницу в небеса,
Он просто исполнил свей долг простой, в общее дело свой вклад внеся.

А Детям Марии чего желать? Они знают - ангелы их хранят.
Они знают - им дана Благодать, на них Милосердья направлен взгляд.
Они слышат Слово, сидят у ног и, зная, что Бог их благословил,
Свое бремя взвалили на Бога, а Бог - на Детей Марфы его взвалил.

Перевод Д. Закса

Немножко программное - для меня противопоставление Марфы и Марии вполне себе значимо.

Оригинал - и в нем, конечно, не "дети", а "сыновья".

@темы: лемминги маршируют, поэтическое настроение

23:18 

sugar and spice and everything nice
На праздник народа водь - вообще они себя называют вожане - я попала почти случайно. У меня нет машины, поэтому когда возникает шанс съездить в окрестностях куда-то, куда самостоятельно не очень-то доберешься, я всегда за. Ну и плюс малые народы этих мест - это любопытно. А вожане народ очень, очень малый.

Согласно последней переписи их в России 64 человека, из них 33 человека в Ленобласти, 26 в Питере и 10 в Москве. Я, конечно, к последней переписи отношусь с некоторым сомнением - практически никого из моих друзей и близких в ней не переписали - но все-таки. 33 человека в Ленобласти - это в деревне Лужицы возле Усть-Луги. Вернее, там две деревни, Лужицы и Краколье, но Краколье теперь уже официально не существует.

А когда-то их было очень много. Владения Новгорода делились на пять частей - пятин, и наши места - это была Водская пятина. А есть даже версия, что водь - это на самом деле чудь, та самая, которая Чудское озеро и т.п. Но со временем их становилось все меньше... В середине прошлого века - тысяч пять, в двадцатом веке уже несколько сотен. С 1926 года их перестали учитывать в качестве отдельного народа в переписях, и так было почти весь двадцатый век.

Почему так? Отчасти потому, что водь издавна православные, и по этой причине активно сближались с русскими и русифицировались. Перемешивались они и с ижорами, соседним народом, которого осталось чуть-чуть побольше. Вожанка Марина Ильина, хранительница местного музея, рассказала, что ее родители, вожане, по паспорту были ижоры, и отец ее рассказывал, как до войны учился в школе на ижорском языке, по ижорскому букварю: води как бы официально не было, а ижоры были (политика СССР относительно малых народов - дело странное и дивное. Даже в двадцатые и в первую половину тридцатых, когда вроде бы развитие национальных культур поддерживалось, не все народы рассматривались одинаково).

- А вы кто по паспорту? - спросили ее.
- А сейчас в паспорте национальности нету.
- А когда была?
- Русская...

Добила водь война: эти места были оккупированы немцами, и всю водь - несколько сотен человек - вывезли в Финляндию. Когда война закончилась, вожане все как один захотели вернуться в родную деревню ("а из ижор некоторые решили остаться", помянул кто-то на празднике) - но, конечно, в родную деревню их не пустили. Вернуться удалось не всем и ой как не скоро... А для таких маленьких народов компактное проживание очень важно - иначе теряется смысл сохранения своей культуры.

А потом их чуть не добили еще раз: Усть-Луга же, в 2007 году заявили, что Лужицы войдут в территорию порта, а людей расселят по городам Ленобласти. На этом бы народ как таковой и закончился - а руководство порта заявило, мол, нет такого народа водь. Пошумели, внесли в 2008 году водь в списки малых народов, вроде сказали, что территория порта Лужицы обойдет.

Построили в Лужицах новый музей, уже третий: первые два сгорели, причем про первый пожар местные говорят, что это был поджог (еще говорят, что тогда много домов горело - выживали людей в преддверии строительства порта). А тут пришли, спросили, что вам надо: вожане сказали, что музей надо. Музей построили хороший, и до сих пор его помогают обустраивать - в этом году на водском празднике подарили манекены, телевизор... только музей так и не введен в эксплуатацию, какие-то инспекции все никак не пройдет, поэтому официально он не открыт. А вот праздник, на котором я была, Лужицкая складчина - говорят, когда-то был совсем самодеятельным, а вот в последние годы он как бы официальный, присылают официальную ведущую праздника, читают поздравительные телеграммы от разных административных деятелей.

И вообще как бы все в порядке, есть водь в Лужицах, но есть она на честном слове. Водским языком как родным владеют человек восемь, в деревне живут в основном пенсионеры. Традиционных занятий, конечно, нет: вожане были рыбаками, а какая рыбалка в Усть-Луге. Что будет дальше?

Но - музей есть. Книги и материалы по водскому языку есть. В Лужицы многие годы ездил тартуский профессор Пауль Аристе, записывал и изучал язык. В музее Лужиц есть его портрет. Потом ездили его ученики, и до сих пор, как я понимаю, ездят. "У нас уже как примета - эстонцы приехали, значит, лето началось".

Письменности общепринятой - не было, водский был разговорным языком. В двадцатые годы водскую письменность разрабатывал единственный известный мне выдающийся вожанин, Дмитрий Цветков. Сын крестьян из Краколья, он выучился на учителя, но в родной деревне поработать не успел - началась Первая мировая и его мобилизовали. Он воевал на стороне белых и оказался в Эстонии, где учился в Тарту и занялся водским языком: разработал алфавит, написал грамматику, перевел на водский язык рассказ Чехова "Ванька Жуков". Это он научил Пауля Аристе водскому языку. К сожалению, в 1930 году он покончил с собой, предположительно из-за несчастной любви ... Не-советская Эстония, ранняя смерть, судьба води во время войны - в общем, негде и некогда было этому алфавиту прижиться.

Уже в двухтысячные годы выпустили книгу водских сказок модифицированным латинским шрифтом, а уж что будет дальше... Язык - учат, летом курсы проводятся. На празднике местная жительница рассказывала сказку по-водски, а сначала внуков вывела стишки прочитать. В общем, как прежде, хотя бы в девятнадцатом веке, ничего не будет - но и без следа водь не исчезнет.

Сейчас, как мне кажется, такое время, что собственная идентичность в цене и все ее бодро ищут: должно же это сыграть на руку малым народам. С идентичностью там все в порядке: у каждой водской семьи была своя индивидуальная метка, которую вырезали на инструментах и хозяйственной утвари. Марина Ильина говорит - у нее на печи вырезана метка ее семьи, она ее иногда гладит - успокаивает.

Фотографии с праздника.

И ссылки:
paperpaper.ru/fullscreen/vadjamaa/ - о нынешней жизни деревни Лужицы, с фотографиями
www.svoboda.org/a/26615458.html - о ситуации с портом и законодательстве, касающемся малых народов
www.vatland.ru/history/zvetkov.php - статья Дмитрия Цветкова о води; она лежит на сайте води и ижоры, на котором вообще много любопытных материалов
link.springer.com/article/10.1007%2FBF00810142 - статья о народах Ингрии на английском

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и посмотрел, и мне было интересно.  36  (100%)
Всего: 36
12:10 

sugar and spice and everything nice
www.fontanka.ru/longreads/vyborg/ - и еще про то, что происходит с Выборгом (спойлер: все еще хуже, чем кажется).

А вот это колесо обозрения я снимала давно, сейчас, как я понимаю, его уже нет:


@темы: город, ссылки

19:51 

sugar and spice and everything nice
А в июле, оказывается, умер доктор Хинохара Сигэаки, я про него вот здесь писала. Нескольких месяцев не дожил до сто шестого дня рождения, прекратил врачебную практику только за несколько месяцев до смерти. Хорошая жизнь.

@темы: люди

00:30 

sugar and spice and everything nice
В фейсбуке флэшмоб, но я его сюда притащу: если мне выдать имя какого-нибудь поэта, то я выложу его стихотворение по своему вкусу.

... впрочем, конечно, если мне ничего не выдавать, я рано или поздно все равно что-нибудь выложу по своему вкусу.

Вот так, например:

Мне исполнилось сегодня двадцать лет,
Я не буду ни богат, ни знаменит.
Всюду ливень, всюду сон и легкий плеск —
Слышишь? Чей там голос песню гомонит?

Это пение сквозь шелест и зарю.
Это слякоть, это в парке павший лист.
Это хобо, прикорнувший к фонарю,
Чистый, наглый, одинокий свист.

Борис Лапин

@темы: поэтическое настроение, лемминги маршируют

22:46 

sugar and spice and everything nice
Салют не видно, но боже мой, как же его слышно, как будто строительные работы на соседней улице идут. ... ладно, вроде утихли. Последний салют я видела в марте, едучи по набережной - не сразу даже поняла, в честь чего это было.

@темы: мелочи жизни

13:35 

sugar and spice and everything nice
Лев Львович Толстой: «Один раз только он помог мне написать русское сочинение на тему «Лошадь». Я был в затруднении и решительно не знал тогда, что сказать про лошадь больше того, что она лошадь. Но отец выручил меня, написав за меня полстраницы моего русского сочинения. Он писал приблизительно так: «А как прекрасна она, когда, дожидаясь хозяина, нетерпеливо бьет копытом о землю и, повернув крутую шею, косится черным глазом назад и ржет звонким, дрожащим голосом». Конечно, отец написал несравнимо лучше этого, и мой учитель Л.И.Поливанов сейчас же узнал слог отца и поставил мне за это сочинение 4».

Людмила Штерн: "У нас был Борис Михайлович Эйхенбаум, который очень дружил с родителями. Я помню, когда я была в 9 классе он сказал: "Вы что сейчас проходите?" Я сказала: "Анну Каренину". Он сказал: "Господи, как я бы хотел написать сочинение по "Анне Карениной"!" И я говорю: "Нам как раз задано на дом". И он написал "Образ Анны" или "Поведение Анны" - что-то такое. Поверите или нет, но он получил тройку! Было написано внизу, что он не учел что-то, недосмотрел, что-то не понял."

@темы: смешная штука жизнь, чужими словами

20:11 

sugar and spice and everything nice
Почесала в затылке и заменила прежний устаревший эпиграф дневника. Думала было картинку подыскать, но решила, что пригоршня цитат лучше отражает суть этого дайри. ;)

@темы: блоггерское

21:03 

sugar and spice and everything nice
Чувствую себя вот как-то так:



(хотела написать парочку рассказов о поездках, но пока что-то слишком устаю. Фото выше как раз из поездки, но нравится мне прежде всего выражением лица - иногда оно очень к месту)

@темы: фотографии

21:06 

sugar and spice and everything nice
На мамин день рождения друг дома подарил ей путеводитель по Ленинграду 1931 года издания. И вот уже месяц я этот путеводитель открываю в разных местах и читаю с чувством непреходящего восторга.

Обложки там нет, начинается все с рекламы: реклама самых разных кооперативов, реклама заочных курсов (уроки начальной общеобразовательной школы иностранных языков сопровождаются передачей по радио), реклама только открывшегося, похоже, Финэка (прямо там, на канале Грибоедова) и эстонского издательства эстонской секции Коминтерна (консульство независимой Эстонии в Ленинграде тоже есть)

... еще, кстати, в Ленинграде есть украинский государственный театр "Жовтень", там, где сейчас Комиссаржевка. Я почитала про этот театр - он существовал всего два сезона, тридцатый и тридцать первый год, и ставить должен был исключительно современные украинские пьесы, никакой замшелой классики. До этого в Ленинграде существовало несколько украинских театров, но они были для нужд диаспоры и с сильно костюмно-архаичным уклоном, теперь это все объявлялось ни-ни, и чтобы никакой "Наталки-Полтавки". Получалось с переменным успехом: театр просуществовал так недолго прежде всего потому, что было непонятно, кто его должен финансировать (приехавшие из Украины актеры вынуждены были жить в гримерных) - но еще и потому, что национальный колорит пробивался в каждую щель, "местные" украинские актеры твердили, что без "Наталки-Полтавки" публика не поймет, постановка "Гайдамаков" в адаптации Леся Курбаса была недостаточно обработана в современном классовом духе - такое вот все. А, и еще возникли разборки с правами на постановку пьесы Микитенко "Дело чести": украинский театр несколько раз ставил современные украинские пьесы параллельно с русскими театрами, где они шли в переводе, и тут БДТ ставил это "Дело чести" - но у БДТ был эксклюзивный договор с Микитенко, и тот подтвердил, что никому, кроме БДТ, прав не давал. Неудобно вышло.

В общем, театр вскоре после выхода путеводителя закроют, еще пару лет украинский театр будет находиться в Москве, а потом это все станет не нужно советскому народу.

Возвращаясь к Ленинграду-1931, еще один замечательный момент - подробная история революционного движения. ОЧЕНЬ подробная. Не как мы учили, а со всеми народовольцами и т.д. и т.п. Сразу вспомнилось в нескольких рассказах историков послевоенной эпохи - "на самом-то деле интересовали народовольцы, но ясно было, что в эту область соваться не стоит, переключился на древнюю Русь/археологию/еще что-то". А тут на несколько страниц список домов, "в которых проживали революционные деятели или где производились акты революционного характера". Начиная с дома №4 по набережной Красного Флота (это сейчас Английская, но Красного Флота я еще застала, есть названия и позаковыристее), где "жил декабрист С. Н. Трубецкой и здесь в ночь с 14 на 15 декабря был первый обыск по делу декабристов", и до дома, где стоял в конюшне жеребец Варвар, использовавшийся в освобождении Кропоткина (это прекрасная вообще история! Народовольцы скинулись и купили рысака, как сейчас бы купили машину с мощным двигателем, и запрягали его в пролетку, когда нужно было быстро скрыться), и дальше куча незнакомых фамилий - "здесь была типография, где работали такие-то", "здесь арестовали такого-то", "здесь скрывался такой-то" (а я училась в советской школе и у меня неплохая память - но абсолютное большинство фамилий я действительно никогда не слышала)

Очерки промышленности Ленинграда, музеи, театры, архитектура, ну это понятно - но когда заканчиваем с Ленинградом, переходим к Пригородному району - и идет краткий очерк истории сельского хозяйства региона! И в конце список ближайших колхозов. Колхозов десять, и в табличке с данными о них есть графа "национальность". Так вот, из десяти колхозов русских три. Еще три финских, два немецких, один еврейский и один американский. ... на самом деле американский, как я выяснила, тоже финский - финны же многие уезжали в Америку, и вот финские рабочие из Америки приехали во Всеволожский район жить коммуной и строить коммунизм.

А потом еще транспорт. Оказывается, автобусы тогда были делом редкостным: трамваев по городу ходило 34 маршрута, и цена на них не указана - очевидно, общеизвестная. А вот автобусных маршрутов всего шесть, оплачивались они по зонам и ходили по таким маршрутам... два между вокзалами, один в Пулково, один в порт, один к дачным местам до Сестрорецка и Курорта и один по Крестовскому острову. Эти последние два маршрута были как в закрытом варианте, так и в открытом, и открытый стоил дороже - прогулочный вариант, очевидно. Доехать с Невского (ну, с проспекта 25 октября), от здания бывшей Думы, до Курорта стоило 2 рубля, а в открытом автобусе три (для сравнения, от Финляндского до Балтийского вокзала - 30 копеек).

Кроме того, было воздушное сообщение Ленинград-Берлин! С остановками в Таллине, Риге, Кенигсберге и Данциге. Стоило 117 рублей, летали с Корпусного аэродрома (это на юге города, его больше нет - вот тут у Бабушкина про аэродром, включая рекламу этого воздушного сообщения). Билеты продавали на аэродроме и в гостинице "Европейская", от которой за час до рейса шел автомобиль на аэродром.

Ходили извозчики, но таксы на них официальной не было - но были и такси. Такси (вернее, таксомоторы) стояли у той же бывшей Думы, и до пяти вечера использовались исключительно учреждениями, а вот с пяти до полуночи можно было и народу пользоваться.

Занимательное, в общем, место - тот Ленинград, посмотрим, что еще я про него вычитаю.

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и мне было интересно.  47  (100%)
Всего: 47

@темы: город, история, книги

Неискоренимая привычка размышлять вслух

главная