• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: история евреев (список заголовков)
03:19 

О памяти

sugar and spice and everything nice
А недавно умер Симон Визенталь — человек, который последние шестьдесят лет жил, боролся и помнил за тех, кому выжить не пришлось. Он не позволил забыть и замять Холокост и этим остался в памяти народов.





"Самое важное мое достижение — это бой против забвения, за то, чтобы память жила. Очень важно, чтобы люди знали — наши враги не забыты."



"Это предупреждение убийцам будущего... отдыха им не будет. Если мы не сможем своими действиями предупредить убийц будущего, то миллионы людей умерли напрасно".



"Я ищу справедливости, а не мести".









Симон Визенталь, 1908-2005

@темы: люди, история евреев

20:18 

sugar and spice and everything nice
У меня сложные отношения с собственным дайри.

А еще я периодически продолжаю вспоминать собственный когдатошний пост с выдержками из Виктора Франкла, и то, как я увидела у собственного ПЧ перепост этого, и зашла посмотреть. И увидела в комментариях рассуждения про то, что евреи сами виноваты в своей гибели, потому что покорно подчинялись, а вот русские солдаты бы на их месте взбунтовались бы и вырвались бы из концлагерей.

Я каждый раз немножко задыхаюсь, когда это вспоминаю, и каждый раз мне не хочется больше сюда писать никогда и ничего.


И не спрашивайте, почему я сейчас об этом не только вспомнила, но и решила написать... хотя нет, вот - увидела ссылку.

sites.google.com/site/nyatki/

Сомневаюсь, что я решусь это читать много и подряд - я еще от книги Марека Эдельмана не совсем отошла, хотя я ее бог знает сколько лет как прочла, - но пусть будет.

@темы: ссылки, личное, история евреев, блоггерское

URL
12:58 

sugar and spice and everything nice
Еще из истории, которой я не знала...

В 1944 году фашисты вторглись в Венгрию и, среди прочего, депортировали ее еврейское население. Гизеллу Перл из города Сигету-Мармацией (сейчас это Румыния) вместе со всей ее семьей в марте сорок четвертого направили в лагерь смерти Аушвиц.

Но Гизелла Перл была врачом-гинекологом, и в лагере ее послали работать в больницу. В ту самую, которой управлял доктор Менгеле. Там не было ни лекарств, ни перевязочных материалов, ни инструментов, ничего - вместо обезболивающих только собственный голос. А еще там очень интересовались беременными - Менгеле сказал доктору Перл, что она обязана сообщать о каждой беременной женщине лично ему - мол, их направят в другой лагерь, будут лучше кормить...

И поначалу женщины сами бежали к нему докладывать - надеялись на что-то лучшее. А потом доктор Перл узнала, что происходит с этими беременными женщинами. И она решила - больше в Аушвице беременных женщин не будет. И стала делать аборты.

Она делала сотни абортов тайком, в грязных бараках, и нет, я не знаю, все ли пациентки у нее выживали - возможно, и доктор и пациентки решали, что уж лучше так. А возможно, чудеса бывают. В сорок пятом, когда в Германию уже вторглись войска союзников, ее перевели в Берген-Бельзен, и она продолжила свою работу там. Когда британские войска вошли в Берген-Бельзен, она приняла первого живого ребенка.

После освобождения она пошла искать свою семью и узнала, что мужа, сына, отца - всех убили. Она попыталась покончить с собой, но ее откачали.

Доктор Перл уехала в США и в 1951 году, после допросов о том, не была ли она вовлечена в издевательства над узниками, получила гражданство. И стала работать гинекологом. Говорят, перед тем, как входить в родильную палату, она каждый раз молилась - говорила: "Бог, ты мне задолжал. Ты мне должен живого ребенка!" А еще она стала специалистом по лечению бесплодия.

Дочь доктора Перл выжила - ее прятала во время войны нееврейская семья. В восьмидесятых доктор Перл с дочерью и внуком переехали в Израиль. Умерла она в 1988 году.


@темы: люди, история евреев, история

00:28 

sugar and spice and everything nice
17:36 

sugar and spice and everything nice
Пока я собираюсь с мыслями, чтобы написать про свою поездку в Освенцим, скажу вещь, которая стала для меня в ту поездку совершенно очевидной.

Нацисты убивали очень многих людей. Они убивали евреев, цыган, геев, психически больных, советских военнопленных, политзаключенных, тех, кто помогал узникам... и еще кого только не. Все об этом знают. Все это помнят. В одной из экспозиций концлагеря Аушвиц висит примерный список по категориям узников.

Всего в Аушвице на протяжении его истории содержалось примерно 1 миллион 300 тысяч людей. Самых разных людей.

Только вот примерно 1 миллион 100 тысяч из них были евреями.

Да, евреи особенные: их особенно тщательно убивали. Над ними особенно издевались. Их особенно много уничтожили.

Я это к чему говорю: я уже давно заметила, что если писать в блоге о Холокосте, почти всегда придет кто-нибудь и скажет - но евреи же были не единственными жертвами! Но зачем раздувать! Но советских военнопленных в лагерях тоже убивали! Но зачем превращать всю трагедию жертв нацизма исключительно в трагедию евреев!

Один раз такое увидишь - думаешь, ну ладно, человек переживает за всестороннее освещение истории. Два раза... ну, несколько человек переживают за то же самое.

Но хватит уже. После того, как видишь это снова и снова, а потом видишь статистику, как-то совсем очевидно становится: если кто-то не может вынести разговора о том, как сильно пострадали евреи, если кто-то стремится заткнуть любое обсуждение Холокоста напоминанием о том, что евреи не одни такие, что ничего особенного в их трагедии не было - то этот кто-то попросту антисемит. Даже если ни за что не признается себе в этом - все равно антисемит. Поведение выдает убеждения.

@темы: личное, история евреев

URL
00:03 

Просто впечатления

sugar and spice and everything nice
От Кракова до Освенцима полтора часа, можно на автобусе, можно на электричке.

В музей Аушвиц вход бесплатный.

Освенцим - это город, там живут люди. Лагерь называется Аушвиц.

читать дальше

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и мне было интересно.  23  (100%)
Всего: 23

@темы: путешествия, люди, история евреев, история

15:19 

sugar and spice and everything nice
Современной Польше, похоже, очень не хватает евреев.

Нет, до войны было всякое. И во время войны было всякое, хотя Праведников мира в Польше зарегистрировано шесть тысяч, едва ли не самое большое число по отдельно взятой стране. И после войны было всякое.

Но сейчас, в пост-советской Польше, очень отчетливая тяга к еврейской культуре и желание помнить историю польских евреев (и, возможно, свою собственную лучше осознавать? Журналист Константин Геберт, польский еврей, сказал, на мой взгляд, очень правильную вещь - не надо говорить "У наших народов общая история", это неправда ведет к недопониманию. Одна земля, одна эпоха, но истории у народов разные, хоть и переплетающиеся).

Я достаточно много успела посмотреть - большой новый музей еврейской истории в Варшаве (стоящий на улице имени Мордехая Анелевича, руководителя восстания в варшавском гетто); музеи и выставки в Кракове - этнографический музей в Старой синагоге, плюс выставка в нем "Архитекторы современного Кракова" - про то, что в конце 19 века в муниципалитете Кракова частенько советников-евреев было больше половины, и занимались они отнюдь не только местечковыми вопросами, а общегородским хозяйством; фотовыставка в Высокой синагоге - фотографии довоенных краковских еврейских семей, следы целой жизни. И в Старой синагоге еще фильм крутят тридцать девятого года - "Еврейская жизнь Кракова". Каждый раз потом, пересекая по пути к Вавелю или в Старый город широкий бульвар Йозефа Детла, я вспоминала мимолетный кадр из того фильма и фразу диктора - "Евреи гордятся широкими краковскими бульварами".

Очень интересный музей евреев Галиции, преимущественно состоящий из результатов фотоэкспедиции по городам и местечкам бывшей Галиции (Галичины) с целью посмотреть: что осталось от евреев, как это все выглядит сегодня, что возрождено, что заброшено (многое заброшено. Многие заброшенные места, впрочем, интересны именно тем, что показывают, как широко расселились евреи, как их было много - тут кладбище, там синагога, хотя никого не осталось и никто в местечке и не помнит, что там были евреи. Хотя зацепила очень деревенька, где еврейское кладбище было нацистами полностью уничтожено, ни одной могилки не осталось - а местные до сих пор там не пашут, и среди полей пустая земля очертаниями кладбища).

Огромное граффити на стене дома в Казимеже и памятная надпись на подъезде того же самого дома - старого и, похоже, совсем не ремонтировавшегося. "В память о семье Босак, жителях Казимежа с 1633 по 1941 год".



Весь сегодняшний Казимеж - популярный и живой район, где на каждой улице синагога - и десяток клубов и ресторанов. Гетто было не здесь - на другой стороне реки, туда я не добралась. Здесь евреи просто жили до войны, по соседству с христианами, на улицах Эстеры (вроде бы в память о легендарной возлюбленной Казимира Великого), Якуба, Иосифа... И восстановленная надпись на иврите на старом доме - табличка поясняет, что здесь был когда-то частный молитвенный дом, что таких надписей сохранилось мало и за ними следят.

Туристические маршруты Кракова, размеченные на развешанных повсюду картах: Королевская дорога, Университетская дорога, Маршрут еврейских памятников.

Граффити и таблички с контурами района гетто на стенах варшавских домов, и фестивали еврейской культуры в одном из немногих уцелевших домов этого самого гетто. Везде объявления о концертах клезмерской музыки.



Спектакль в Еврейском театре... театр играет уже шестьдесят пятый сезон, то есть открылся почти сразу после войны. Наверное, тогда, до 1968 года, евреев было больше: сколько их было среди актеров? Сколько сейчас - я не знаю, кажется, не очень много. Спектакль "Традиция": путник мечтательно говорит, что "а вот дедушка рассказывал мне про такой городок, где разные народы жили все вместе, в мире и дружбе", и еврейский трикстер отводит его туда. Актеры поют и пляшут под еврейские, польские, русские, украинские и цыганские мелодии (среди русских песен, кроме народных, вдруг - когда русские соседи приходят поздравить еврейских молодоженов - звучит "Ах, эта свадьба-свадьба-свадьба пела и плясала"), и под конец путник, обращаясь к залу, говорит: "Как же здесь хорошо, а ведь только от нас с вами зависит, чтобы и в других городках было так же хорошо. Обещаете постараться?"

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и мне было интересно.  31  (100%)
Всего: 31

@темы: путешествия, история евреев, Польша

11:38 

Пятничная свадьба

sugar and spice and everything nice
Краковские евреи в пятницу свадеб не играли. Где-то века эдак с шестнадцатого. И на то была причина.

Тогда, в шестнадцатом веке, выдавали замуж сироту, и жених в последний момент отказался от свадьбы - приданое оказалось меньше, чем определено было по добрачному договору. Бросились собирать недостающее... пока собрали, прошло время. Начало свадьбы подзадержалось - вот-вот должна была начаться суббота, когда правоверному еврею нельзя делать очень многое - в том числе играть свадьбу.

А дальше легенда и история расходятся. Легенда говорит так: свадебные гости начали пир с музыкой в доме неподалеку от синагоги, уже начиналась суббота (она с закатом начинается), они шумели и не обращали никакого внимания на возмущение соседей и просьбы прекратить. И тогда раввин проклял их - и разверзлась земля, и дом ушел под землю вместе с гостями. С тех пор свадеб по пятницам и не играли.

История говорит другое. Раввином тогда был знаменитый Рему - рабби Моше Иссерлес, эрудит, правовед и философ. И он не только не проклял свадьбу - сочувствуя сироте, он задержал вечернюю службу в синагоге, пока деньги не собрали и условие брачного контракта не было выполнено. И только через полтора часа после начала субботы он наконец дал знак начать молитву...

А вот что свадеб в общине с тех пор в пятницу не играли - чистая правда.

А синагога Рему стоит - и действует - в краковском Казимеже до сих пор.


@темы: история евреев, люди

19:16 

sugar and spice and everything nice
Поскольку меня периодически охватывает-таки желание знакомить окружающих со списками прочитанного, вот прочтенное за май (не считая тонны фанфикшна, на который я потратила слишком много драгоценного времени):

Барбара Шер, I Could Do Anything if I Only Knew What - собственно, про то, как осознавать, чего ты хочешь от жизни, и что может в этом помешать. Довольно внятно, как-нибудь перечитаю некоторые главы

Макс Глэдстоун, Three Parts Dead - фэнтези прямо по моему вкусу. Героиню и ее начальницу нанимают воскресить бога, от которого зависит нормальное существование огромного города. Религия, суды, жизнь города, фэнтези не-средневекового характера, разнообразные персонажи, ощущение кипящей жизни. Тест Бехдель не то что проходит, а пролетает. Или промаршировывает галопом. А также имеется религиозная значимость курения. :)

Билл Таммеус, Жак Цукеркорн, They Were Just People - истории польских евреев, спасенных во время войны поляками. Хорошее такое напоминание о том, как все в жизни сложно и неоднозначно. И о том, что спасатели спасателями, а без силы характера и желания жить самих этих евреев ничего бы не вышло.

Иоанна Хмелевская, Шутить и говорить я начала одновременно - перечитала после польской поездки первый том ее автобиографии. Про войну мало, конечно, но все равно интересно было читать, немножко узнавая детали и места.

@темы: Польша, история, история евреев, книги, о прочитанном, праведники мира, фэнтези

23:48 

sugar and spice and everything nice
Я уже вешала себе когда-то видео про израильские истребители над Аушвицем. Повешу еще вот это - тут говорит один из тех летчиков, и, как я понимаю, одна из выживших в Аушвице.

29.06.2015 в 10:30
Пишет Armilla:

Мороз по коже.....


URL записи

... а еще вот эти строки по экрану в конце про то, что не выделили ни одного самолета. Я вспомнила почему-то музей Варшавского восстания: там есть про самолеты, снабжавшие восставших. Нет, они снабжали - и западные союзники, и наши - но если ситуация была слишком опасная, они поворачивали назад. Кроме польских пилотов - их было довольно много у англичан, и вот они перли дальше, невзирая на опасность. Получается ведь, в конечном счете защиты и помощи можно ждать только от своих. (От чужих - если помогут, подарок судьбы и спасибо, а если не помогут - ну что ж. А вот если свои - не помогут...)

И да, именно за этим существует Израиль. Чтобы было кому прийти. Прилететь.

(я читала когда-то про то, как уже в сорок четвертом, кажется, палестинские евреи таки добились у союзников разрешения послать своих парашютистов в оккупированную Европу, помогать евреям. Их быо очень мало, они в большинстве случаев пришли слишком поздно, но боже мой, как подумаешь про то, какой фантастической сказкой они были для тех, кого все же нашли...)

@темы: Израиль, Польша, видео, история, история евреев, личное, самолетики

21:12 

sugar and spice and everything nice
Умер Николас Уинтон, "британский Шиндлер". Ему было сто шесть лет.
Он организовал эвакуацию из оккупированной Европы в Англию 669 еврейских детей из Чехии.

изображение

Это статуя на пражском вокзале в память о его миссии - а рядом со статуей двое из тех спасенных детей.

www.bbc.com/news/uk-england-33350880
www.haaretz.com/jewish-world/jewish-world-news/...
www.bbc.com/news/uk-england-berkshire-30895961

@темы: история евреев, люди, праведники мира

21:24 

sugar and spice and everything nice
Освенцимский альбом. Как невыносимо смотреть им в лица. А это лето сорок четвертого, сколько уже было таких эшелонов в один только Аушвиц...

@темы: история евреев, ссылки

03:49 

Написано карандашом в запечатанном вагоне

sugar and spice and everything nice
Здесь в этом эшелоне

я Ева

с сыном Авелем

Если увидите моего старшего сына

Каина сына Адама

скажите ему что я


Дан Пагис, пер. Александр Бараш

@темы: история евреев, поэтическое настроение

20:53 

sugar and spice and everything nice
Посмотрела "Ян Карский и властители человечества" (в нашем прокате "Ян Карский - праведник мира", но это, конечно, не то).

Потрясающий фильм. Нет, не так - потрясающий человек, и фильм, который смог это показать.

Я не знаю, на самом деле, как про это писать, поэтому моменты.

Карский, лет в восемьдесят: "У меня очень хорошая память, почти фотографическая... я до сих пор помню наизусть где-то треть "Пана Тадеуша".

Проводник, водивший его по гетто, чтобы он потом рассказал союзникам, что делают с евреями, твердил: "Смотрите! Запоминайте!". Карский умер в 2000 году, и видно, что помнил до последнего дня (удивительная осанка, манера держаться - и удивительная чуткость. В самом начале - кадры из съемок Клода Ланцманна для фильма "Шоа", где Карский у себя дома начинает рассказывать про Холокост - и не выдерживает, выходит из кадра. Он не говорил об этом много лет, Ланцманн его уговорил сняться, ссылаясь на его долг перед историей. Он преподавал в университете много лет, и его студенты не знали о его прошлом - но чувствовали, что особенный человек).

Тот его путь на Запад, с докладом о гибели евреев, был не первым, он и до того курьерские миссии выполнял. А тут его "сдали", и у границы его взяло гестапо. Он рассказывал: "Боялся, что не выдержу, а я же всех знал..." Могу себе представить: целое подпольное государство (книга, которую он написал в Америке еще во время войны, называется "История тайного государства") и курьеры, которые поддерживают его связь с правительством в изгнании - конечно, он всех знал. Он пытался покончить с собой, не вышло. Его освободили подпольщики, у которых был приказ - сделать все, чтобы организовать его побег, а не получится - убить. Не найдя организаторов побега, немцы расстреляли тридцать два человека заложников.

В Англии ему сказали - нет, ну это ужасно, но мы же не можем предпринимать особые меры для спасения евреев! Другие народы тоже страдают! Что скажут французы, голландцы? Не боитесь ли вы, что ваш народ вас не поймет? Что скажет Сталин - Россия так страдает, а мы будем предпринимать меры для спасения евреев! ... до сих пор, до сих пор почти любой разговор об убийстве евреев встречает это "но другие народы тоже страдают", но я не знала, что началось уже тогда.

По пути в Америку Карский рассказывает польскому консулу в Канаде Бжезинскому - и этот разговор слышит маленький сын консула Збигнев - "В городах восточной Польши не осталось евреев". "Как это - не осталось?" говорит консул. "Что вы имеете в виду?"

"Я вам не верю", говорит Карскому друг и советник Рузвельта, судья Франкфуртер. Польский посол, присутствующий на их встрече, вскидывается: "Как вы можете говорить, что он врет?" "Я не говорю, что он врет," отвечает Франкфуртер. "Я говорю, что я ему не верю".

О встрече с Рузвельтом Карский рассказывает так, что видно - она стоит у него перед глазами. "Настоящий властелин мира," говорит он. Повторяет жесты, наклон головы. "В Польше убивают евреев," сказал Карский Рузвельту. "Не беспокойтесь," ответил ему Рузвельт. "Дело свободы непременно победит. Когда мы победим, все виновные будут наказаны. Мы поддержим ваш народ, вы всегда можете рассчитывать на нашу поддержку. А вот кстати, Польша же сельскохозяйственная страна - это ваших лошадей немцы используют в России?"

... фильм совмещает анимацию и документальные съемки, и после того, как Карский пересказывает эти слова Рузвельта, на экране рисунок - лошади в упряжке, неподалеку колючая проволока.

Карский до конца жизни считал, что он потерпел поражение. Не справился с порученной ему миссией.

изображение

@темы: Польша, история, история евреев, кино-таки будет, люди, праведники мира

12:25 

sugar and spice and everything nice
В самом центре Вильнюса, недалеко от Старого города стоит бронзовый памятник: мужчина в пальто и шляпе, а рядом девочка с кошкой в руках. Надпись на памятнике гласит: "Гражданину города Вильнюса, доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита".

Именно здесь, в еврейском квартале Вильно, жил прототип доктора Айболита, созданного Корнеем Чуковским. Раньше считалось, что идея сказки возникла у писателя после прочтения книги Хью Лофтинга "Доктор Дулитл и его звери". Но в переписке Чуковского исследователи нашли подтверждение тому, что именно еврейский доктор Шабад, которого Чуковский называл Тимофеем Осиповичем, стал реальным прообразом литературного героя. Чуковский познакомился с доктором Шабадом в 1912 году и дважды останавливался в его вильнюсской квартире.

В своих воспоминаниях писатель оставил такие строки: "Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: "Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока". И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных… Как–то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую–то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось: "Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…"

До недавнего времени этот факт знали только литературоведы, изучавшие творчество Чуковского. Установка памятника ситуацию изменила. Родился доктор в Вильнюсе, окончил Московский университет и по его окончании был тут же отправлен бороться с эпидемией холеры в Астрахань. В 1905 году за участие в антиправительственных выступлениях Шабад был арестован, а затем выслан из страны и продолжил медицинскую карьеру в Германии.

Во время Первой мировой войны доктор служил офицером-медиком в российской армии, а после революции обосновался в Вильнюсе. У него была своя частная практика, он возглавлял местную еврейскую общину, редактировал медицинский журнал, представлял город Вильно в сейме Польши, в состав которой этот город входил до 1939 года. Вильнюсский Айболит основал оздоровительные лагеря для детей и приюты для сирот. Он никогда не отказывал людям в помощи. С бедных денег не брал.

Считается, что именно благодаря доктору Шабаду в Вильнюсском еврейском гетто во время войны не было вспышек инфекций. Он успел проделать огромную работу по медицинскому и гигиеническому образованию населения, написал много публицистических статей о гигиене. Его заповедь "Опрятность - условие выживания" была хорошо известна людям. Шабад не видел ужасов Второй мировой войны, так как умер в 1935 году от заражения крови. За его гробом шли 30 тыс. человек. Магазины и государственные учреждения в тот день не работали.

Среди потомков и дальних родственников доктора Шабада числится не только его внук Цемах Уриэль Вайнрайх, ставший знаменитым американским филологом, но две великие балерины - Майя Плисецкая и Анна Павлова, а также чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник. Именно родственники стали инициаторами установки памятника в Вильнюсе. Воплотил эту идею известный литовский скульптор Ромас Квинтас. А сюжет почерпнули из той самой истории с кошкой, которую описал Чуковский.

(отсюда)


@темы: люди, история евреев

11:44 

sugar and spice and everything nice
Увидела цитату:

"С нашей дороги нет возврата. Боремся о трех строчках в истории, чтобы не говорили, что наш народ пошел, как свиньи на убой."
Арон Лебескинд, ноябрь 1942 года, один из организаторов Боевой еврейской организации в Кракове.

... а ведь говорят, говорят.

В частности, в России говорят: "а вот наши-то воины бились и сопротивлялись даже в лагерях, а эти! жертвы!" (с осуждающим таким значением слова "жертва")

Не стоит задумываться об очевидном - о том, что не стоит судить тех, в чьей шкуре не побывал, и о том, что говорящие так вообще ничего не знают, как правило, об истории еврейского сопротивления.

Но. Вот такая штука. Советские солдаты, сопротивлявшиеся в лагерях, как правило, знали, что за ними стоит огромная родина и армия, что их сопротивление, их подвиг кому-то нужен.

Евреи - даже сбегавшие из гетто часто возвращались обратно. Зная, что эта дорога ведет к смерти. Потому что в ситуации, когда ты как дикий зверь, когда одни на тебя охотятся, а другие - бывшие соседи и друзья - то ли отвернутся в страхе, то ли плюнут и продадут - зачем жить? Не лучше ли умереть рядом со своими?

В Израиле - сражались, потому что ощущали наличие земли и народа; в гетто и лагерях - чаще всего не сражались, потому что почти невозможно сражаться, когда это вроде бы не нужно вообще никому, а когда сражались - очень часто это было за право умереть достойно.

P.S.: да, не все предавали и продавали евреев, но Праведников Мира потому так чтят, что каждый из них совершал индивидуальный подвиг. Большинство подвигов не совершало.

P.P.S.: я не хочу ни с кем спорить. Я пишу для того, чтобы, возможно, задумались те, кто никогда о таких вещах не задумывался.

@темы: праведники мира, история евреев

URL
17:37 

sugar and spice and everything nice
Марек Эдельман, один из руководителей восстания в Варшавском гетто, в семидесятых годах дал интервью журналистке Ханне Кралль о том, как все было в гетто, и она издала книгу об этом. А потом, Эдельман рассказывал, когда книга вышла на немецком, "первое письмо, которое он получил, было от... солдата Вермахта. Солдат написал, что так же, как Марек, он помнит залитые кровью улочки Варшавского гетто.
«Мы с тобой жертвы одной войны. Если сможешь, ответь мне», — попросил враг.
— Ты ответил?!
— Конечно, — спокойно отвечает Марек."

discours.io/articles/kultura/ya-staryy-zhid-mar... - большая статья о нем. Потрясающий человек.

@темы: ссылки, люди, история евреев, Польша

13:04 

sugar and spice and everything nice
Я не знала, что до войны в Днепропетровской области Украины был еврейский национальный район.

Сталиндорфский район! Вдумайтесь, как звучит. В Википедии длинный список еврейских поселений:
...
Лекерт — ныне село Трудолюбовка Розылюксембургского сельсовета Широковского района;
Лениндорф — включено в село Таврическое Кировского сельсовета Никопольского района;
Ленинский — ныне село Ленина Жовтневого сельсовета Софиевского района;
Люксембург — исключено из учётных данных;
Мендельдорф — исключено из учётных данных.
...

Исключено из учетных данных - потому, что там никто не живет?

"Одним из самых успешных сел Сталиндорфского района было село Калиновка.
- В селе около 90% населения было еврейским, рассказывает Дора Абрамовна [Теплицкая, жила в Калиновке до войны - подробнее здесь: il4u.org.il/dnepro/news/proekt-korni-istoriya-s...]. Преподование в школе до 1938 года велось на идиш. В школу ходили также и дети-украинцы, все они свободно говорили на идиш. Отношения между еврейским и украинским населением были прекрасными, конфликты на национальной почве никогда не возникали.
Несмотря на неодобрение и преследование советским правительством любой религии, в Калиновке был хедер для мальчиков, который находился в доме одного из жителей села. Синагоги в селе не было, два большие синагоги находились только в центре района – Сталиндорфе.
В Калиновке был один из лучших колхозов района, благодаря этому во время голодомора 1933 года в селе ни один человек не умер от голода. Несмотря на то, что всю пшеницу конфисковали, удалось спрятать в скирдах соломы часть овощей.
Во время голодомора в Калиновку приполз опухший от голода 14-летний мальчик из украинского села, – вспоминает Дора Абрамовна. Евреи его подобрали, накормили и выходили, и он остался жить в Калиновке. Когда во время войны фашисты расстреливали евреев, он записал 128 фамилий погибших односельчан. Благодаря ему эти фамилии известны сейчас, они выбиты на памятнике погибшим, установленном на месте расстрела."

Сейчас, если верить википедии, это село называется Малая Калиновка, там живет 365 человек. Статья в википедии очень коротенькая, про евреев нет ни слова.

А вообще это я в который раз пытаюсь разобраться в семейных архивах, и меня уводит в сторону - в попытках найти в интернете какие-то дополнительные данные. Интересно, что стало с Киевским педагогическим техникумом, в котором учились бабушка и дед? Наверняка объединили потом с чем-нибудь. Попыталась найти харьковскую школу, где до войны работала бабушка, но уже и улицу ту переименовали, и неполные средние школы вряд ли остались.

@темы: семейство, люди, история евреев

09:20 

Путешествие этого лета: Бешенковичи

sugar and spice and everything nice
Бешенковичи - это такое местечко в Белоруссии. Местечко как местечко - час на автобусе от Витебска, 6700 человек населения, пятьсот с лишним лет истории.

Таких местечек, наверное, десятки: Великое Княжество Литовское, имение сначала одного магната, потом другого, третьего - хорошее место, как раз на берегу Западной Двины. Торговый порт. Ярмарка. Евреи. В этих землях так - где ярмарки и торговля, там евреи. Потом эти места вошли в Речь Посполитую, а потом и в Российскую империю.

Правда, здесь побывал в 1812 году Наполеон - но где он только не побывал на этом направлении? Кажется, он в каждом городке Витебщины переночевал. В Бешенковичах был дуб, под которым, по легенде, с Наполеона писали портрет - но легенда очень сомнительная, а дуб несколько лет назад погиб - остались только ствол и обрубки крупных ветвей.

Александр I здесь тоже был: в 1821 году он проводил здесь смотр гвардии, а после смотра ему устроили пир с биваком на полторы тысячи человек. Памятный знак в честь того празднества до сих пор стоит, но если не знать заранее, его и не узнаешь: он скрыт под советским памятником семидесятых, что-то в честь комсомольцев - красный камень, складки металлического знамени.

Евреи все еще жили здесь: в конце девятнадцатого века в Бешенковичах стояло пять синагог. Дома евреев, как и других бешенковичских жителей, то и дело сгорали в пожарах, но их строили и строили снова. В двадцатом веке, в тридцать девятом году, евреев было больше тысячи. Вскоре их стало почти три тысячи - сюда бежали евреи из захваченной немцами части Польши.

Убежали они недостаточно далеко: в сорок первом году сюда пришли немцы, а в сорок втором, в феврале, более чем трехсотлетняя история бешенковичских евреев закончилась. Отстраивать сгоревшее и уничтоженное стало некому. Остался, кажется, только один выживший мальчишка, и еще обелиск на месте расстрела тысячи убитых.

А еще осталось старое кладбище.

Я приехала в Бешенковичи именно из-за этого кладбища. Там хоронили людей до той самой последней войны, кажется, нескольких по особому разрешению после войны - а потом кладбище осталось в лесу, зарастать. Пока его не навестили люди из Питера, мать и сын, у которых здесь были похоронены предки - и это оказались люди как раз того сорта, которые, увидев заброшенное кладбище, считают нужным что-то с этим сделать, и побыстрее. А в конечном итоге они не одни такие оказались...

Поэтому второе лето подряд в Бешенковичи ездят волонтеры восстанавливать кладбище. Ну и я тоже приехала - не могла же я упустить уникальной возможности целых пять дней по семь часов в день махать граблями и возить тачки с дерном?

Осознание собственного безумия, должна вам сказать, сближает людей: махалось и возилось дружно и эффективно (только немножко жалко было немецких волонтеров - ждали студентов, а приехали школьники. Шестнадцатилетние немки явно были не готовы к граблям и тачкам... хотя им будет что вспомнить).



(фото Евгении Горобинской)

А в остальном - не жизнь, а каникулы. Такие, знаете, пионерские каникулы, атмосферу которым очень задавала жизнь в школьном интернате и питание в школьной столовой - а также купание в Западной Двине, вечерние посиделки за чаем, смешные игры... Ну это если сил хватало: завтрак, двадцать минут через лес до кладбища, четыре часа работы, обратно на обед, после обеда час перерыва - можно пойти купаться, а можно лежать и тупить. Или спать. Потом обратно работать, ужин, и можно тупить. Или пойти на экскурсию. Или послушать рассказ про еврейские обычаи. Или посидеть у костра с пивом. Или пить чай... Совершенно, в общем, пионерская неделя - если не считать пива (говорят, в этих местах из наполеоновской армии разбежался отряд баварцев, после чего еще долго тут варили лучшее во всей Белоруссии пиво) и лимончелло (неисторичного, но очень вкусного).

И еще фотографии. Теперь уже мои.

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и посмотрел, и мне было интересно.  43  (100%)
Всего: 43

@темы: фотографии, путешествия, история евреев

17:14 

Еврейский квартал Варшавы, 1939 год

sugar and spice and everything nice


На заголовок на ютюбе обращать внимания не нужно - это лето 1939 года, нет еще никаких гетто. Просто люди. Люди, которые пока еще живы (я сразу вспомнила фотографии Альтера Кацизне - то же пугающее чувство окна в уничтоженный мир. И - фото в краковском музее, пустой квадрат среди полей в галицийской деревушке, "здесь было еврейское кладбище")

... как ни странно, у меня нет здесь стихотворения Виславы Шимборской "Еще".

(Перевод Анатолия Гелескула)

@темы: поэтическое настроение, история евреев, видео

Неискоренимая привычка размышлять вслух

главная