13:31 

sugar and spice and everything nice
Читаю холивар-детектив, много думаю. Больше всего думаю о том, что ощущала уже давно: когда с тобой быстро и настойчиво начинают сближаться, лучше попятиться. Если некто с места в карьер чует в тебе родственную душу, может, он и не мошенник, но в любом случае общение с таким человеком ничего хорошего тебе не принесет.

@темы: и вправду размышляю вслух

11:16 

sugar and spice and everything nice
Такаразука на следующий год собирается ставить "Доктора Живаго" (а в этом году, кстати, у них мюзикл про убийство Распутина). У постановщика "Живаго" за плечами мюзиклы про Нижинского, Аль Капоне, Роберта Капу, шведского короля Густава III и Шарля Трене, а также мюзиклы по "Вертеру" и "Первой любви" Тургенева (да, он начитанный), так что должно быть весело.

@темы: цветочек лиловый

13:12 

sugar and spice and everything nice
Утащила из сообщества "Что я сегодня узнал": самолет вертикального взлета садится "на стул".



Как-то даже трогательно) Стульчик подставили)

@темы: самолетики, видео

16:47 

sugar and spice and everything nice
Мы под Колпином скопом стоим,
Артиллерия бьет по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.

Недолет. Перелет. Недолет.
По своим артиллерия бьет.

Мы недаром присягу давали.
За собою мосты подрывали, —
Из окопов никто не уйдет.
Недолет. Перелет. Недолет.

Мы под Колпином скопом лежим
И дрожим, прокопченные дымом.
Надо все-таки бить по чужим,
А она — по своим, по родимым.

Нас комбаты утешить хотят,
Нас, десантников, армия любит...
По своим артиллерия лупит, —
Лес не рубят, а щепки летят.

Александр Межиров

(что-то я в последние дни вспоминаю, что именно в конце августа в сорок первом шла битва за Ленинград... двадцать первого был бой Зиновия Колобанова, я давно хотела о нем написать, а не написала - надеюсь, скоро дойдут руки.

А блокаду замкнули восьмого сентября.)

@темы: поэтическое настроение, город, вторая мировая

20:08 

sugar and spice and everything nice
"... когда-то, лет наверное в одиннадцать, я стал читать довольно взрослые книжки и скучное пропускал, больше по сюжету скользил. И потом — это я помню достаточно хорошо — читал пятнадцатитомник Гюго, огромный, зелененький такой, там много скучного, он несколько риторический автор. Внезапно мне пришло в голову, что ведь, когда автор писал, ему же не скучно было, он же зачем-то этим занимался. И я поставил такой эксперимент: стал читать очень медленно и каждое предложение как бы репрезентировал в воображении, представлял то, что мог представить себе автор. Поначалу было довольно скучно, но после, наверное, сотни страниц в моем сознании произошел перелом. Можно назвать это мутацией читательского сознания."

Александр Доброхотов

@темы: книги, чужими словами

20:41 

sugar and spice and everything nice
Очень интересно читать про ситуацию с памятниками конфедератов нынче в США, много появилось любопытных (ну во всяком случае для меня) материалов. Я на самом деле не имею обобщенной точки зрения на вопрос сноса памятников, но вот эта статья интересная:

carnegie.ru/commentary/72861

(интересная еще и тем, что тут расписывается довольно подробно, как один и тот же памятник в разных местах и в разное время означает разное).

И еще немного о памятниках:
www.facebook.com/ivan.kurilla.9/posts/101590143... - американист Иван Курилла тоже с рассуждением о том, что памятники меняют свое значение в ходе истории, и не означает ли борьба с памятниками неспособность победить расизм.


www.nytimes.com/2017/08/20/opinion/confederate-... - американский историк Эрик Фонер об истории отношения к не-белым американцам, с вопросом "почему на Юге нет памятников черным героям", и:

«Если дело только в историческом наследии, почему нет статуй генерал-лейтенанта Джеймса Лонгстрита, одного из основных помощников генерала Роберта Ли? Не потому, что он был плохим генералом; вообще-то Лонгстрит отговаривал Ли от атаки Пикетта, которой закончилась битва при Геттисберге. Преступление Лонгстрита случилось после Гражданской войны: он поддерживал предоставление права голоса черным мужчинам и руководил полицией Нового Орлеана, которая в 1874 году выступила с оружием в руках против белых расистов, которые стремились захватить контроль над руководством штата. Лонгстрит не являлся символом превосходства белой расы; поэтому он преимущественно не годился для увековечивания теми, кто долго контролировал общественную память на Юге». (Я погуглила, статуя есть, в Геттисберге, но там, полагаю, есть статуи более-менее всем связанным с событием – а статуя Лонгстрита появилась только в 1998 году!)

www.theguardian.com/commentisfree/2017/aug/22/t... - журналистка и юрист Афуа Хирш о том, что неплохо бы теперь британцам Нельсона свалить.

(Мне кажется, с Нельсоном тут не совсем то же самое: памятники конфедератам сегодня напоминают именно о группе проблем, связанных с рабством, а вот Нельсону памятник поставили совсем не за то, что он поддерживал рабство. Напрашивается вопрос – если мы будем ставить памятники только людям, никогда не совершавшим ничего дурного… много ли у нас останется памятников? (а может, постепенно вообще изменится взгляд на памятники в сторону более локального и менее пропагандистского? Впрочем, вот же, конфедераты с какой-то стороны вполне себе локальны) С другой стороны, мне кажется, что автора статьи волнуют не столько памятники Нельсону, сколько необходимость общественной дискуссии об англичанах, поддерживавших рабство, на таком же уровне, как в США.)

А за кого я? Я за то, чтобы люди научились сосуществовать с собственной историей, но как этого достигнуть, пока не очень понятно. Инстинктивно кажется, что стоит думать в сторону уточнения определения памятников и их классификации: ну вот я так понимаю, Польша попыталась что-то подобное сделать в законе о декоммунизации, отграничив памятники на кладбищах и памятники, являющиеся художественными произведениями (но кто будет определять художественность?). Впрочем, в отношении вопроса с памятниками в Польше если кто и писал серьезные исследования, я таких пока не видела. Еще кажется, что стоило бы по-разному рассматривать памятники и памятные доски, вторые все-таки более информационное значение несут (и да, я помню про Колчака и Маннергейма, но дискуссия по ним производила такое странное впечатление присутствующих белых пятен).

Еще очень хочется знать, что будет через десять-двадцать лет: в смысле, как изменится реакция на памятник (и персону) через достаточное количество лет после его снесения. «Вот здесь стоял памятник такому-то – помните? Жалеете?» и так далее, хотя, конечно, нужны более внятные параметры отслеживания реакций, очень надеюсь, что кто-то этим занимается.
запись создана: 21.08.2017 в 21:22

@темы: ссылки, история

18:00 

sugar and spice and everything nice
«У меня хорошее чутье – я имею в виду не ум, но некое чувство эстетической ценности или не-ценности той или иной моральной, политической, идеологической позиции. У большинства немцев, к сожалению, это чувство отсутствует полностью. Умнейшие из них способны тупо спорить, применяя абстрактные понятия, дедукцию и индукцию, о ценности какого-нибудь явления, от которого просто-напросто воняет. Мои немногие, но твердые убеждения зиждились исключительно на чутье.
На нацистов мое чутье реагировало совершенно однозначно. Было куда как скучно выяснять, что из поставленных ими целей и задач все-таки можно обсуждать как «исторически оправданные», если все в целом пахло так, как оно пахло».

«Признаюсь, в то время я склонялся к мысли: беспрепятственное функционирование юстиции, да и вообще нормальная жизнь, продолжавшаяся без особых помех, уже могли восприниматься как триумфальная победа над нацистами. Сколько бы они ни орали и ни безумствовали, в крайнем случае им удавалось взбаламутить политическую поверхность, но реальная, действительная жизнь в глубине своей оставалась совершенно не затронута.
А так ли уж она была не затронута? Разве уже тогда завихрения взбаламученной поверхности не прорывались в глубину, в незыблемые, казалось бы, основания жизни? Разве не было чего-то пугающе нового в той внезапной непримиримости и готовности к ненависти, которая вспыхивала в политических спорах самых обыкновенных людей?»

Себастьян Хаффнер, «История одного немца»

@темы: чужими словами

20:31 

sugar and spice and everything nice
Посмотрела "Дюнкерк", получила массу удовольствия (ну кто бы сомневался) от обоих аспектов - "панорамно-массового" и частных историй. Смотришь на столпившихся на пирсе солдат в характерных касках и вместе с ними ощущаешь беззащитность... Планирующий "Спитфайр" в конце вообще красота (погуглила сейчас, на запрос Spitfire gliding вторая ссылка в гугле - довольно внятная статья про факты и вымысел в "Дюнкерке"), и я чуть не прослезилась на сцене, где Кеннет Брана (не помню, как звали его персонажа, никого не запомнила по именам, кроме Джорджа, Питера и Коллинза) видит идущие к берегу кораблики.

Что касается частных историй - чем-то они мне внезапно напомнили советские военные фильмы, особенно то, что происходило на "Мунстоуне". Постоянное ощущение, что что-то подобное могли и с нашей стороны рассказать. Из актеров - Марк Райленс, конечно, круче всех, мастерство не пропьешь, что называется. Кеннет Брана эпичен и монументален как раз для военных фильмов. Мальчик Джордж очень славный (Питер тоже ничего, но менее интересный типаж). Киллиан Мерфи выразителен, но у меня к нему сложное отношение - каждый раз не могу понять, хорош он или перебарщивает.

В общем, героично и антивоенно - хотя я могу понять, что французов задело. Вполне можно было среди частных историй добавить еще и что-то с их стороны, ту же баррикаду в городе развернуть в отдельную линию. Впрочем, что сняли, то сняли - хотя в принципе я бы посмотрела французский фильм о том, как выглядел Дюнкерк с их стороны.

А, и прочитала, что голос сбитого командира звена "Спитфайров" - это Майкл Кейн, сыгравший когда-то в "Битве за Британию", была очень тронута.

Из трейлеров понравилось новое "Убийство в Восточном экспрессе" и фильм про Черчилля, надо будет обязательно сходить.

@темы: самолетики, кино-таки будет, история, вторая мировая, Англия

19:47 

sugar and spice and everything nice
Я слышала раньше про yarn bombing, но впервые увидела только в пятницу в Лаппеенранте:


@темы: фотографии, вязание

15:22 

sugar and spice and everything nice
Каждый раз, когда вижу этот отзыв, восхищаюсь.

«Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня – что это такое? По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться – все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрет от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».

... знаете, о какой картине это писал почтенный юрист профессор Цитович?

@темы: смешная штука жизнь, чужими словами

19:51 

sugar and spice and everything nice
А в июле, оказывается, умер доктор Хинохара Сигэаки, я про него вот здесь писала. Нескольких месяцев не дожил до сто шестого дня рождения, прекратил врачебную практику только за несколько месяцев до смерти. Хорошая жизнь.

@темы: люди

14:13 

sugar and spice and everything nice
Цитата из статьи про Выборг парой записей ниже:

"В 2000-м году компания Сергея реставрировала Спасо-Преображенский собор в Выборге. Старались сохранить родную штукатурку или в точности воспроизводили состав. Кровлю делали по шведским технологиям. Дали гарантию – 15 лет на фасады и 30 лет на кровлю.

Прошло 17 лет. Спасо-Преображенский собор весь в лесах. Штукатурка ободрана. Выходит, гарантии едва-едва хватило?

По Соборной площади ведёт группу экскурсовод. Жду, пока она сделает паузу в рассказе, и подхожу спросить: и чего это у них собор снова чинить приходится. Анна Павловна, так зовут женщину, реагирует болезненно.

- Да в порядке была штукатурка, - морщится она. - Я всё время вожу здесь группы и всё вижу. Собор был в очень хорошем состоянии. Но недавно поставили леса и всю штукатурку обколупали. Зачем это надо было делать? Я – человек зловредный. Я теперь просто для себя буду приходить и смотреть, как их штукатурка отваливается. "

Кажется, я знаю, зачем это надо было делать. В августе 125-летний юбилей Выборгской епархии, 16 августа в собор привезут чудотворную икону Коневской Богоматери из монастыря в Финляндии, а 19 августа патриарх Кирилл проведет торжественное богослужение на площади возле собора. Интересно, успеют? Я была вчера в Выборге, по ощущениям возле собора рабочая активность поактивнее будет, чем возле той же Часовой башни...

@темы: город

13:07 

sugar and spice and everything nice
На самом деле я вот периодически вижу усмешки насчет людей, мечтающих переехать в Питер - хипстеры, позеры, да что в Питере такого особенного, да они вообще были ли где-то, кроме Невского... Не. Любой город, который город а не "район городской застройки", выживает за счет того, что довольно большое количество людей считает его особенным. То ли этих людей с детства так воспитали, то ли они что-то такое себе услышали, почувствовали и придумали, мол, этот город особенный и мой.

Питер, в частности, за счет этого во многом сохраняется: сюда всегда многие приезжали не просто так, и здесь росли дети в ощущении "это особенный город". А когда город не особенный... ну вот в предыдущем посте ссылка на то, что в таких случаях бывает: много-много людей, считающих, что Выборг это просто какой-то маленький город с кучей старых домов.

@темы: город, и вправду размышляю вслух

12:10 

sugar and spice and everything nice
www.fontanka.ru/longreads/vyborg/ - и еще про то, что происходит с Выборгом (спойлер: все еще хуже, чем кажется).

А вот это колесо обозрения я снимала давно, сейчас, как я понимаю, его уже нет:


@темы: город, ссылки

19:27 

Флэшмобное - Фрост для Katty Jamison

sugar and spice and everything nice
Что-то было

Я, наверно, смешон, когда, склонившись
Над колодцем, но не умея глубже
Заглянуть, - на поверхности блестящей
Сам себя созерцаю, словно образ
Божества, на лазурном фоне неба,
В обрамлении облаков и листьев.
Как-то раз, долго вглядываясь в воду,
Я заметил под отраженьем четким -
Сквозь него - что-то смутное, иное,
Что сверкнуло со дна мне - и пропало.
Влага влагу прозрачную смутила,
Капля сверху упала, и дрожащей
Рябью стерло и скрыло то, что было
В глубине. Что там, истина блеснула?
Или камешек белый? Что-то было.

Перевод Г. Кружкова

И оригинал.

@темы: лемминги маршируют, поэтическое настроение

23:18 

sugar and spice and everything nice
На праздник народа водь - вообще они себя называют вожане - я попала почти случайно. У меня нет машины, поэтому когда возникает шанс съездить в окрестностях куда-то, куда самостоятельно не очень-то доберешься, я всегда за. Ну и плюс малые народы этих мест - это любопытно. А вожане народ очень, очень малый.

Согласно последней переписи их в России 64 человека, из них 33 человека в Ленобласти, 26 в Питере и 10 в Москве. Я, конечно, к последней переписи отношусь с некоторым сомнением - практически никого из моих друзей и близких в ней не переписали - но все-таки. 33 человека в Ленобласти - это в деревне Лужицы возле Усть-Луги. Вернее, там две деревни, Лужицы и Краколье, но Краколье теперь уже официально не существует.

А когда-то их было очень много. Владения Новгорода делились на пять частей - пятин, и наши места - это была Водская пятина. А есть даже версия, что водь - это на самом деле чудь, та самая, которая Чудское озеро и т.п. Но со временем их становилось все меньше... В середине прошлого века - тысяч пять, в двадцатом веке уже несколько сотен. С 1926 года их перестали учитывать в качестве отдельного народа в переписях, и так было почти весь двадцатый век.

Почему так? Отчасти потому, что водь издавна православные, и по этой причине активно сближались с русскими и русифицировались. Перемешивались они и с ижорами, соседним народом, которого осталось чуть-чуть побольше. Вожанка Марина Ильина, хранительница местного музея, рассказала, что ее родители, вожане, по паспорту были ижоры, и отец ее рассказывал, как до войны учился в школе на ижорском языке, по ижорскому букварю: води как бы официально не было, а ижоры были (политика СССР относительно малых народов - дело странное и дивное. Даже в двадцатые и в первую половину тридцатых, когда вроде бы развитие национальных культур поддерживалось, не все народы рассматривались одинаково).

- А вы кто по паспорту? - спросили ее.
- А сейчас в паспорте национальности нету.
- А когда была?
- Русская...

Добила водь война: эти места были оккупированы немцами, и всю водь - несколько сотен человек - вывезли в Финляндию. Когда война закончилась, вожане все как один захотели вернуться в родную деревню ("а из ижор некоторые решили остаться", помянул кто-то на празднике) - но, конечно, в родную деревню их не пустили. Вернуться удалось не всем и ой как не скоро... А для таких маленьких народов компактное проживание очень важно - иначе теряется смысл сохранения своей культуры.

А потом их чуть не добили еще раз: Усть-Луга же, в 2007 году заявили, что Лужицы войдут в территорию порта, а людей расселят по городам Ленобласти. На этом бы народ как таковой и закончился - а руководство порта заявило, мол, нет такого народа водь. Пошумели, внесли в 2008 году водь в списки малых народов, вроде сказали, что территория порта Лужицы обойдет.

Построили в Лужицах новый музей, уже третий: первые два сгорели, причем про первый пожар местные говорят, что это был поджог (еще говорят, что тогда много домов горело - выживали людей в преддверии строительства порта). А тут пришли, спросили, что вам надо: вожане сказали, что музей надо. Музей построили хороший, и до сих пор его помогают обустраивать - в этом году на водском празднике подарили манекены, телевизор... только музей так и не введен в эксплуатацию, какие-то инспекции все никак не пройдет, поэтому официально он не открыт. А вот праздник, на котором я была, Лужицкая складчина - говорят, когда-то был совсем самодеятельным, а вот в последние годы он как бы официальный, присылают официальную ведущую праздника, читают поздравительные телеграммы от разных административных деятелей.

И вообще как бы все в порядке, есть водь в Лужицах, но есть она на честном слове. Водским языком как родным владеют человек восемь, в деревне живут в основном пенсионеры. Традиционных занятий, конечно, нет: вожане были рыбаками, а какая рыбалка в Усть-Луге. Что будет дальше?

Но - музей есть. Книги и материалы по водскому языку есть. В Лужицы многие годы ездил тартуский профессор Пауль Аристе, записывал и изучал язык. В музее Лужиц есть его портрет. Потом ездили его ученики, и до сих пор, как я понимаю, ездят. "У нас уже как примета - эстонцы приехали, значит, лето началось".

Письменности общепринятой - не было, водский был разговорным языком. В двадцатые годы водскую письменность разрабатывал единственный известный мне выдающийся вожанин, Дмитрий Цветков. Сын крестьян из Краколья, он выучился на учителя, но в родной деревне поработать не успел - началась Первая мировая и его мобилизовали. Он воевал на стороне белых и оказался в Эстонии, где учился в Тарту и занялся водским языком: разработал алфавит, написал грамматику, перевел на водский язык рассказ Чехова "Ванька Жуков". Это он научил Пауля Аристе водскому языку. К сожалению, в 1930 году он покончил с собой, предположительно из-за несчастной любви ... Не-советская Эстония, ранняя смерть, судьба води во время войны - в общем, негде и некогда было этому алфавиту прижиться.

Уже в двухтысячные годы выпустили книгу водских сказок модифицированным латинским шрифтом, а уж что будет дальше... Язык - учат, летом курсы проводятся. На празднике местная жительница рассказывала сказку по-водски, а сначала внуков вывела стишки прочитать. В общем, как прежде, хотя бы в девятнадцатом веке, ничего не будет - но и без следа водь не исчезнет.

Сейчас, как мне кажется, такое время, что собственная идентичность в цене и все ее бодро ищут: должно же это сыграть на руку малым народам. С идентичностью там все в порядке: у каждой водской семьи была своя индивидуальная метка, которую вырезали на инструментах и хозяйственной утвари. Марина Ильина говорит - у нее на печи вырезана метка ее семьи, она ее иногда гладит - успокаивает.

Фотографии с праздника.

И ссылки:
paperpaper.ru/fullscreen/vadjamaa/ - о нынешней жизни деревни Лужицы, с фотографиями
www.svoboda.org/a/26615458.html - о ситуации с портом и законодательстве, касающемся малых народов
www.vatland.ru/history/zvetkov.php - статья Дмитрия Цветкова о води; она лежит на сайте води и ижоры, на котором вообще много любопытных материалов
link.springer.com/article/10.1007%2FBF00810142 - статья о народах Ингрии на английском

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и посмотрел, и мне было интересно. 
36  (100%)
Всего: 36
15:58 

Флэшмобное - Киплинг для Лопоуши

sugar and spice and everything nice
Дети Марфы

Дети Марии легко живут, к части они рождены благой.
А Детям Марфы достался труд и сердце, которому чужд покой.
И за то, что упреки Марфы грешны были пред Богом, пришедшим к ней.
Детям Марии служить должны Дети ее до скончанья дней.

Это на них во веки веков прокладка дорог в жару и в мороз.
Это на них ход рычагов; это на них вращенье колес.
Это на них всегда и везде погрузка, отправка вещей и душ,
Доставка по суше и по воде Детей Марии в любую глушь.

"Сдвинься", - горе они говорят. «Исчезни", - они говорят реке.
И через скалы пути торят, и скалы покорствуют их руке.
И холмы исчезают с лица земли, осушаются реки за пядью пядь.
Чтоб Дети Марии потом могли в дороге спокойно и сладко спать.

Смерть сквозь перчатки им леденит пальцы, сплетающие провода.
Алчно за ними она следит, подстерегает везде и всегда.
А они на заре покидают жилье, и входят в страшное стойло к ней.
И дотемна укрощают ее, как, взяв на аркан, укрощают коней.

Отдыха знать им вовек нельзя, Веры для них недоступен Храм.
В недра земли их ведет стезя, свои алтари они строят там,
Чтобы сочилась из скважин вода, чтобы, в землю назад уйдя,
Снова поила она города, вместе с каждой каплей дождя.

Они не твердят, что Господь сулит разбудить их пред тем, как гайки слетят,
Они не бубнят, что Господь простит, брось они службу, когда хотят.
И на давно обжитых путях и там, где еще не ступал человек,
В труде и бденье - и только так Дети Марфы проводят век.

Двигая камни, врубаясь в лес, чтоб сделать путь прямей и ровней,
Ты видишь кровь - это значит: здесь прошел один из ее Детей.
Он не принял мук ради Веры святой, не строил лестницу в небеса,
Он просто исполнил свей долг простой, в общее дело свой вклад внеся.

А Детям Марии чего желать? Они знают - ангелы их хранят.
Они знают - им дана Благодать, на них Милосердья направлен взгляд.
Они слышат Слово, сидят у ног и, зная, что Бог их благословил,
Свое бремя взвалили на Бога, а Бог - на Детей Марфы его взвалил.

Перевод Д. Закса

Немножко программное - для меня противопоставление Марфы и Марии вполне себе значимо.

Оригинал - и в нем, конечно, не "дети", а "сыновья".

@темы: лемминги маршируют, поэтическое настроение

Неискоренимая привычка размышлять вслух

главная