23:14 

sugar and spice and everything nice
Посмотрела по каналу "Культура" очень интересную дискуссию о лженауке с точки зрения разных ученых - от медиков до литературоведов. Общая идея, кажется, в том, что бороться надо, но победить - невозможно. Есть такие штуки, типа народной этимологии, которые все равно всегда и независимо будут приходить людям в голову - вроде "этруски=это русские", или, уклоняясь в более близкую мне тему, "не мог сын ремесленника, не учившийся в университете, написать самые великие литературные произведения на английском языке".

Но бороться - очень уж угнетает... Вон Зализняк борется, и все правильно говорит, но думаешь - господи, ну неужели его драгоценное время должно уходить на такую очевидную чушь?
С другой стороны, ученые - участники дискуссии говорили, что каждый раз кого-то да удается убедить.

Я вот явно не ученый - на все то же "А вот Гилилов открыл интересное... а вот вы знаете, кто на самом деле написал Шекспира... ну что же вы, надо мыслить шире..." объяснять ничего не хочется. Разве что попросить не мыслить шире, а то вконец все мозги продует.

Ладно, это так, что-то набежало - в последнее время очень уж стала угнетать эзотерика с конспирологией.

Возвращаясь к тому, который писал/не писал эти пьесы, хочу записать про любопытную постановку, на которую ходила 29 сентября - "Макбет" на новой сцене Александринки (довольно любопытное здание, хочу туда еще раз сходить).

Постановка польского режиссера Кшиштофа Гарбачевского, и я, в общем, привыкла к тому, что Шекспира у нас ставят не так, как в семидесятых-восьмидесятых - но вот эта версия, безусловно, авангарднее, чем я привыкла (встречала упоминания, что у Гарбачевского здесь много черт, характерных для польского театра - но я слышать про польский театр слышала, а вот знать не знаю ничего толком).

В какой-то мере это выжимка из пьесы. Мы начинаем не с ведьм и боевой славы, король уже в замке Макбета. И заканчиваем тоже раньше положенного: Бирнамский лес не пойдет на Дунсинан, да в этом прочтении, наверное, ему там и не место.

Постановка очень намеренно условная – почти кабинетка: начиная с тесной комнатки, играющей роль замка Макбета, где вечером ложатся спать практически вповалку, а леди Макбет пробирается между спящими, высоко поднимая полы халата, и до пестроты в костюмах (от хакама до халатов) и кросспола (короля (и его наследника Малкольма) играет актриса Виктория Воробьева. Хорошо играет, кстати).

Постановка даже не пытается изображать единство времени - по сцене проходит Мицкевич, читая стихи, общее безумие происходящего покажет видеоколлаж, очень деловито сводящий с ума зрителей (от "Хелло Китти" до страшных картиночек), а короля убьют под слышимую где-то вдали запись новостей об убийстве Немцова.

Видео тут очень много. Тут, собственно, полсцены отгорожено экраном, на который транслируется происходящее в вышеупомянутой комнатке - и поди сразу пойми, прямая это передача или запись; а на собственно сцену действие "выливается" далеко не всегда. (И эти видеоэффекты, кстати, позволяет создать совершенно завораживающий танец-безумие леди Макбет (Ольга Белинская) ближе к концу, где она в числе прочего раздваивается, а нам остается гадать, где она, а где не совсем она...)

... если какое единство тут и есть, так это единство идеи. Режиссер собрал из хаотических кусочков очень цельную историю, только это история о безумии. О том, как убийство становится червоточиной, от которой идет разрушение всякого порядка, от которой погружается в безумие не только леди Макбет, а и вся земля, все государство.

Поэтому Бирнамский лес и не придет: это история не о том, что преступление будет наказано. Это история о том, что преступление разрушает.

Такого "Макбета" я точно еще не видела. И очень рада, что увидела.

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и мне было интересно. 
35  (100%)
Всего: 35

@темы: Шекспир, и вправду размышляю вслух, я не театрал, я только учусь

20:27 

Японские актрисы пишут О. Л. Книппер-Чеховой

sugar and spice and everything nice
"7 января 1959 г.

Токио

Наша уважаемая и любимая Ольга Леонардовна!

Такому обращению Вы, вероятно, удивитесь! Но дело в том, что Вы не являетесь для нас незнакомым человеком.

Больше 30 лет прошло с тех пор, как мы начали работать на сцене. Первое актерское воспитание мы получили в театре «Цукидзи Сёгекидзё» (Малый театр в Цукидзи), который был основан Осанаи Каору, и работали под его руководством. На сцене этого театра ставили пьесы разных зарубежных стран. Когда Осанаи Каору вернулся из России, познакомившись с Московским Художественным театром, он всячески старался прививать нам методы работы К. С. Станиславского. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наше актерское воспитание проходило под исключительным влиянием Московского Художественного театра. Нет ничего удивительного и в том, что с самого начала нашей карьеры нам стало известно имя Антона Павловича Чехова и его жены, Ольги Леонардовны.

Не только все японские артисты и артистки любят А. П. Чехова, но и японские театральные зрители обожают его. Надо сказать, что до сего дня мы ставим почти все чеховские пьесы по многу раз.

Мы, шесть актрис, являемся старейшими актрисами японского «нового театра» и до сего времени работаем в первых рядах японского театрального мира. Мы, все шесть, воспитывались в одной и той же труппе, но так как теперь мы принадлежим к разным театральным труппам, то мы организовали «Кружок шестерки» с целью время от времени собираться и беседовать на интересующие нас темы.

Несколько времени тому назад в кинофильме мы, «Кружок шестерки», видели Вас, исполняющую роль Раневской, и пришли в неописуемый восторг.

О Московском Художественном театре и работающих там актерах мы знаем хорошо. Теперь, когда приехали к нам в Японию те люди, видеть которых мы так мечтали, мы просто вне себя от радости. Упиваемся их мастерством.

Если бы к тому же еще и Вы приехали! При одной такой мысли у нас душа переполняется таким восторгом, что нам становится трудно дышать.

Как мы мечтали видеть Вас! Антон Павлович Чехов и Вы, его жена, - это наши отец и мать, наши воспитатели. Мы от всей души желаем Вам сказать большое, большое спасибо. Мы счастливы передать Вам хоть капельку нашего чувства благодарности.

Наша уважаемая и бесконечно любимая Ольга Леонардовна! В знак любви к Вам мы преподносим Вам скромный подарок, надеясь, что он украсит Ваше помещение*. Еще прилагаем к этому письму наши карточки, где мы сняты без грима и в гриме. При одной мысли, что Вы увидите их, мы чувствуем себя удостоенными большой чести и глубоко счастливыми.

Находясь под далеким от Вас японским небом, от души желаем Вам здоровья.

«Кружок шестерки»

Ямамото Ясуэ, Тамура Акико, Хигасияма Тиэко, Киси Тэруко, Мурасэ Сатико, Сугимура Хируко"**

*Они прислали Ольге Леонардовне куклы, одетые в старинные японские костюмы.
** Это письмо было написано по-русски.
... у меня от него тоже душа изрядно восторгом переполняется.

@темы: чужими словами, я не театрал, я только учусь, люди, Япония

20:34 

Я и телевизор

sugar and spice and everything nice
Смотреть сериалы под вышивку (или вышивать под сериалы) у меня так и не получается, зато у меня отлично получается вышивать под документальные передачи по телевизору. Документальные передачи мне обычно интереснее сериалов, плюс их можно смотреть с любого места, можно пересматривать по нескольку раз, если наткнешься на повторы... в общем, самое оно. И у меня кабельный пакет, в котором достаточно документальных каналов - так что за этот год, когда я приспособилась по вечерам смотреть телевизор, вышивание пошло бодрее.

Самый мой любимый канал, наверное, Viasat History - ну, я просто люблю историю. И у них бывают отличные передачи. Я вообще очень люблю жанр документальных мини-сериалов с приглашенным рассказчиком-ученым, и у меня появилось уже несколько любимых ведущих - преимущественно женщин (на Viasat History их обычно дублирует одна и та же актриса, так что где-то у меня в подсознании ее голос запомнился как "голос женщины, которая все знает").

Я, например, никогда особо не интересовалась древним Египтом (ну ок, лет в девять у меня была любимая книжка про Египет, но с тех пор нет), но очень впечатлилась его историей после передач с Джоанн Флетчер. У нее очень запоминающийся образ - рыжая встрепанная дама ходит по Египту в черной рубахе, черных брюках и с большим черным зонтом и показывает, рассказывает... видно, как ей самой интересно ("а вот в этой гробнице я впервые! я так волнуюсь!" - и видно, что правда волнуется, когда она оттуда выходит. Или вот она приезжает на раскопки, ей все показывают, а с самой интересной находки сдергивают покрывало в конце - "это сюрприз для вас!" и она в восторге), и ей удается создать привлекательный образ культуры. Мне как-то всегда казалась отталкивающей ориентация на смерть и загробную жизнь, а когда наслушаешься бытовых деталей... была одна передача, кажется, тоже с Флетчер, где описывали гробницу одного архитектора и его супруги, и как они ее планировали, и получалось совершенно в духе "Милая, думаю, мы уже можем позволить себе евроремонт". В общем, древний Египет внезапно какой-то очень актуальный.

Еще очень нравятся передачи, которые ведет Люси Уорсли (в отличие от Джоанн Флетчер она одевается разнообразно и стильно, и на это тоже очень приятно смотреть) - в основном про британскую историю, но есть у нее и передача про династию Романовых, например. Она всегда все пробует на себе (ну, почти все), примеряет костюмы, разучивает танцы... в общем, создает движение и интригу, и получается очень обаятельно. И еще был отличный сериал про историю христианства - жаль, не все серии удалось посмотреть.

К сожалению, не всегда этот канал меня радует - темы вроде истории инквизиции и охоты на ведьм просто не увлекают, а вот регулярные поиски тамплиеров и прочих граалей откровенно озадачивают. Не знаю, по какому принципу они выбирают темы и сюжеты... Тогда приходится переключаться.

Исторические передачи еще бывают по каналу "История", но там я смотрю только иностранного производства передачи. Наши... даже когда не ностальгируют по СССР или что-нибудь в таком духе, слишком часто просто не умеют снимать. Ученые-то и специалисты у нас есть, но почему-то их регулярно просто ставят у какой-нибудь витрины читать однообразные лекции, не создавая движения, не выделяя интересных моментов, не давая рассмотреть экспозиции музеев. Из всех отечественных исторических программ на мой вкус самые интересные получаются у "Культуры" - хотя там они нечасто. По "Культуре" я чаще всего смотрю беседы - когда приглашают в студию сразу нескольких специалистов и обсуждают какую-нибудь актуальную тему. Не всегда специалисты действительно производят впечатление умных и интересных людей, но все же регулярно кто-то хороший попадается.

Еще я очень люблю передачи про историю науки и промышленности, "как это сделано". Кажется, мое увлечение документальными телеканалами в этом году началось с трехсерийной передачи про то, как в Лондоне строят новую линию метро - просто захватывающее было зрелище. Бывают интересные передачи и про историю изобретений, и про то, как производят какую-нибудь продукцию (от самолетов до готовой пиццы).

Интересные передачи про путешествия мне в последнее время попадаются редко (когда мне не хватает передач про путешествия, я смотрю очередные серии "Большого железнодорожного путешествия", скачанного давным-давно). Зато иногда смотрю на канале "Усадьба" передачи про сады - особенно английские сады. Очень умиротворяюще... для меня. Родители начинают пересчитывать, во сколько обошлось бы подобное на нашей даче, и нервничать. ;)

Есть неплохой канал 24_doc, там показывают очень качественные документальные фильмы, но в основном такого... социального характера, из последнего виденного запомнился, например, фильм про супружескую пару, которая полгода питалась только выброшенной едой, с анализом того, сколько еды сейчас выбрасывается. Еще там же был фильм про человека, прошедшего по канату между башнями-близнецами в Нью-Йорке. Сейчас идет сериал про семидесятые годы.

Ну и еще особняком стоит японский канал на английском языке NHK World - на нем я даже новости смотрю. Новости с японской точки зрения очень расширяют кругозор и действуют успокаивающе - напоминают, что мир очень большой и творится в нем всякое. Плюс вот у них-то бывает масса передач про путешествия, и по разным уголкам Японии, и международные - по каким-нибудь городам Азии. И еще передачи про культуру, про кулинарию... в общем, единственная беда - это что сразу начинает хотеться в Японию.

Правда, у меня еще куча скачанных документалок на компьютере, и куча всего присмотренного на ЮТюбе... но когда-нибудь я и до них доберусь. Рукодельных занятий у меня на все это точно хватит. А пока... устала я писать, пойду-ка телевизор посмотрю. Там как раз должно быть про древний Египет. :goodgirl:

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и мне было интересно. 
43  (100%)
Всего: 43

@темы: Япония, история, кино-таки будет, мелочи жизни

00:19 

sugar and spice and everything nice
21:11 

sugar and spice and everything nice
В субботу "Бегущий город", в воскресенье театр, сегодня с утра погрузили машину барахла на дачу... И тут я вспомнила, что не люблю активный образ жизни. :)

А вообще я собралась про театр написать - я каждый раз собираюсь писать о театре, каждый раз откладываю, так что похоже, единственный способ - делать это сразу.

В общем, мы вчера ходили на "Лето одного года" в БДТ. Это постановка по пьесе американского драматурга Э. Томпсона "На Золотом озере", по ней еще есть фильм с Генри и Джейн Фонда и Кэтрин Хэпберн, но я его не смотрела (надо посмотреть).

Наверное, хорошая пьеса для пожилых актеров обречена стать классикой: пожилые-заслуженные есть в любом театре, но далеко не всегда есть пьесы с центральными ролями для них. А здесь в центре именно пожилые супруги Норман и Этель, проводящие лето на озере - их отношения друг с другом, с дочерью, с собственным старением...

В БДТ Нормана и Этель играют Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих.

(Я впервые в жизни сходила в театр "на звезд": обычно я хожу "на пьесы", наблюдать за вариантами интерпретации классики, зная уже, что будет дальше и где ключевые моменты. Тут смотрела "как кино", с позиции "что будет дальше", но ни разу не пожалела)

Я даже не буду про актеров: я про драматурга. Я не читала пьесу и подозреваю, что текст местами поменяли, спектакль заявлен как "фантазия на темы", но. Вот пьеса, в которой нет особого сюжета - "они приехали в летний домик, прошел июнь, июль, август, они уехали из летнего домика". В которой большая часть происходящего ожидаема и неоригинальна. Вроде бы ничего и ни о чем, но какая же идеальная канва получилась для того, чтобы актеры наполнили ее собой. Превратили в кусок жизни.

А Басилашвили и Фрейндлих играть умеют, да. С начала и до конца - раздражительность и мрачные шутки Нормана, бодрая суета Этель, неизбежное выяснение отношений с дочерью, рыбалка под дождем ("я ему говорила, что дождь пойдет!"), постоянно падающая дверь - ощущается, что все мы были на этой даче и знаем этих людей. И поэтому не все равно, что с ними будет (я процентов на семьдесят была уверена, что Норман умрет в конце пьесы. Я ошибалась - и да, наверное, если б он умер, было бы слишком просто и не про то).

Хороший, в общем, был спектакль. Спасибо актерам. И театру (отличный театр, кстати, с третьего яруса балкона не только все видно - кажется, даже чувствуешь запах антикомариной жидкости, которой Этель опрыскивает Нормана).

@темы: я не театрал, я только учусь

13:45 

sugar and spice and everything nice
Впечатления от "Бегущего города" под дождем:

Судья на контрольной точке (сидя под верхней площадкой горки в игровом комплексе на детской площадке): "На первый пункт следующего этапа не ходите, его сдуло. Я вам его тут сразу отмечу".

За три-четыре дома от очередного пункта стоит и что-то обсуждает группа людей с узнаваемыми бэджиками. "Они меня нервируют - почему они стоят ТУТ?"

Восемь вечера, Верейская улица, задание - сосчитать количество балясин на балконе третьего этажа. "Мда, пункт "фонарик" в списке необходимого, пожалуй, телефоном не заменяется".

Чуть позже у ТЮЗа, человек пятнадцать приседает у памятного знака в четь трехсотлетия Петербурга, пытаясь разглядеть название кузницы. Рядом парочка несчастных из менее многолюдной категории: "Нет, нам на этой точке не сюда, нам нужно найти в этом парке скамейку..."

По пути к финишу нас нагоняет парочка, радостно заявляющая, что мы первые "Львы", которых они видели за день. Мы, естественно, интересуемся, кто они, что им такое удалось ("Львы" - пешие участники, идущие не на время - самая многочисленная категория). Они "Ангелы", автомобилисты, идущие по зашифрованным загадками пунктам. Стартовали в восемь (мы - в час дня), финишируют примерно одновременно с нами. Участвуют и здесь, и в Москве далеко не первый раз. У меня давно и безнадежно промокли кроссовки и гудят ноги, и я им, кажется, немножко завидую. То ли автомобилю, то ли загадкам, то ли вообще как-то в целом.

... а на финише ждут деревянные медальки и стакан бесплатного чая. Чему я рада больше - это еще вопрос.


@темы: город

16:02 

sugar and spice and everything nice
Прекрасное как рассвет: в 1865 году южанин, владелец плантации, написал письмо своему бывшему рабу, прося его вернуться, потому что на плантации работать некому. И вот что бывший раб Джордан Андерсон ответил своему хозяину:

(извините, но тут по-английски)

Здесь подробности про всю эту историю, плюс фотографии.

@темы: история, люди, ссылки

00:14 

sugar and spice and everything nice
Ну что, с праздничком, коллеги! Да пошлет нам святой Иероним вменяемых заказчиков по хорошим ставкам! :wine:

@темы: повод отпраздновать, рабочее

12:21 

sugar and spice and everything nice


Третья законченная вышивка за этот год. По моим стандартам - довольно много (плюс я еще шекспировский сэмплер потихоньку долбаю).

Я теперь стала чередовать - одну вышивку сделаю "с нуля", одну возьму заканчивать давно недоделанную. Эта вот как раз с нуля была, хотя в принципе это серия, и у меня такие уже три работы готовые лежало. Осталась одна работа в серии, потом можно рамки подбирать.

@темы: вышивание

11:56 

sugar and spice and everything nice
www.fontanka.ru/2016/09/23/152/ - на Петроградке рабочие нашли в старом дымоходе портфель школьника 1940 года. Дневник, учебники, тетрадки... завораживает вот так вот заглянуть в историю (и сразу, конечно, хочется знать, выжил ли он в блокаду. В комментариях читатели активно занимаются розысками и параллельно вспоминают школьное детство свое и родственников).

@темы: ссылки, история, город

17:18 

sugar and spice and everything nice
Если кого-то вдруг интересует мое мнение по данному вопросу, то на выборы в воскресенье я собираюсь. Потому что:

1) Меня не удовлетворяет нынешняя политическая ситуация в России, и голосование - чуть ли не самый очевидный и доступный способ на нее повлиять. Да, вероятность получить желаемый результат очень и очень невелика - но если этого не сделать, то вероятность и вовсе будет нулевая. А точки зрения "все пропало, не стоит и рыпаться" я физически не способна придерживаться.

2) При этом я страшно не люблю хитроумных рассуждений про скрытую выгоду, политические махинации, подводные течения и кто чем когда воспользуется. Я их не только в политике не люблю, а и вообще в жизни: для меня всегда срабатывал принцип "делай что должно, и будь что будет".

@темы: личное, от политики не скроешься

10:11 

Фандомная жизнь

sugar and spice and everything nice
20:47 

sugar and spice and everything nice
В декабре-январе будут юбилейные концерты в честь двадцатилетия первой постановки "Элизабет" в Такаразуке в составе "отставницы из прежних составов + Том и Кача" ... и Масао, кроме Лукени, сыграет ещё и Элизабет! Как раз как я мечтала! :dance3: Надеюсь, видео будет, очень хочу это увидеть.

@темы: цветочек лиловый, "Элизабет"

21:45 

sugar and spice and everything nice
Я училась в двух школах - обе довольно хорошие, обе, кажется, с тех пор стали гимназиями. В них меня научили легкомысленному отношению к романским языкам, нетипично писать большую латинскую Т, отчерчивать поля в четыре клеточки и зевать на общественных мероприятиях. Я опаздывала на первое первое сентября в обеих школах, была антисоциальной личностью и звеньевой пионеротряда. Как-то я получила тройку по рисованию за неправильную тематику рисунка. Физик спрашивал у меня, не читаю ли я на уроке французских романов, а русичка - как пишутся сложные случаи в правописании и как я могла неодобрительно писать о Блоке. В школе мы бунтовали против отсутствия в учебнике английского темы "Ленинград" и против нелюбимой классной руководительницы. Мы съездили в Англию и - в выпускную ночь - пробирались к заливу огородами, потому что водитель арендованного автобуса куда-то не туда нас завез. Я не хожу на вечера встреч, но иногда общаюсь с парочкой школьных подруг.

... но сегодня просто хочется пожелать всем, кто идет в школу, и их родным, чтобы все было хорошо.

@темы: личное

14:09 

sugar and spice and everything nice
В сорок четвертом году, едва только освободили Ленинград, стали создавать музей памяти блокады. Это был, конечно, прежде всего военный музей, туда отдавали военную технику, сражавшуюся с фронта - но были там и документы, дневники...

В сорок девятом музей уничтожили. Слишком громко прозвучала слава города, слишком трагична была история его жертв, слишком большой авторитет получили руководители города - начиналось "ленинградское дело", и музей стал его жертвой. "Откуда вы набрали такие ужасы? Были, конечно, подобные единичные случаи, но они не типичны. Были временные трудности. Их переживал весь советский народ. Изоляции Ленинграда не было. Страна была с вами. Товарищ Сталин был с вами," - сказали работникам музея.

Мы вчера ходили на лекцию об этом, и лекция была не то чтобы очень неожиданная для любого, кто хоть как-то интересовался историей блокады - много общих материалов - но из-за лекции я нашла интервью с Ниной Нониной, экскурсоводом того музея.

newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6797

Интервью 2014 года - о семье, о блокаде, о музее. Она написала книгу "Реквием музею", но книга вышла в Израиле маленьким тиражом - не представляю, как ее найти.

... и еще в интервью - об Ольге Берггольц. Я вспомнила - я уже слышала про Нину Нонину. Брат Нины погиб во время операций по окончательному снятию блокады, и она, потрясенная, пришла к Берггольц и попросила написать о нем стихи.

Берггольц написала. Вот эта поэма: blokada.otrok.ru/po/poetry42.htm

... Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исступленный, клокочущий полдень
безусый мальчишка, гвардеец и школьник,
поднялся - и цепи штурмующих поднял.

Он знал, что такое Воронья гора.
Он встал и шепнул, а не крикнул: - Пора!

Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,
он звал, и хрипел, и карабкался в гору,
он первым взлетел на нее, обернулся
и ахнул, увидев открывшийся город!

И, может быть, самый счастливый на свете,
всей жизнью в тот миг торжествуя победу,-
он смерти мгновенной своей не заметил,
ни страха, ни боли ее не изведав.

Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,
а город стремительно мчался навстречу...
...Впервые за долгие годы снаряды
на улицы к нам не ложились в тот вечер.

И звезды мерцали, как в детстве, отрадно
над городом темным, уставшим от бедствий...
- Как тихо сегодня у нас в Ленинграде,-
сказала сестра и уснула, как в детстве.

...

...Девочка, в январские морозы
прибегавшая ко мне домой,-
вот - прими печаль мою и слезы,
реквием несовершенный мой.

@темы: город, история, люди, ссылки

00:45 

sugar and spice and everything nice
Две отставные актрисы Такаразуки, Юмесаки Нене и Манака Аю - родные сестры, обе дослужившиеся до поста топ-мусумэяку - снялись в кимоно-календаре, выпускаемом, как я понимаю, производителем тканей. Мне очень понравилось, поэтому уношу к себе фотографии месяцев - ну и вдруг кому тоже будет интересно.


читать дальше

@темы: Япония, цветочек лиловый

09:20 

Путешествие этого лета: Бешенковичи

sugar and spice and everything nice
Бешенковичи - это такое местечко в Белоруссии. Местечко как местечко - час на автобусе от Витебска, 6700 человек населения, пятьсот с лишним лет истории.

Таких местечек, наверное, десятки: Великое Княжество Литовское, имение сначала одного магната, потом другого, третьего - хорошее место, как раз на берегу Западной Двины. Торговый порт. Ярмарка. Евреи. В этих землях так - где ярмарки и торговля, там евреи. Потом эти места вошли в Речь Посполитую, а потом и в Российскую империю.

Правда, здесь побывал в 1812 году Наполеон - но где он только не побывал на этом направлении? Кажется, он в каждом городке Витебщины переночевал. В Бешенковичах был дуб, под которым, по легенде, с Наполеона писали портрет - но легенда очень сомнительная, а дуб несколько лет назад погиб - остались только ствол и обрубки крупных ветвей.

Александр I здесь тоже был: в 1821 году он проводил здесь смотр гвардии, а после смотра ему устроили пир с биваком на полторы тысячи человек. Памятный знак в честь того празднества до сих пор стоит, но если не знать заранее, его и не узнаешь: он скрыт под советским памятником семидесятых, что-то в честь комсомольцев - красный камень, складки металлического знамени.

Евреи все еще жили здесь: в конце девятнадцатого века в Бешенковичах стояло пять синагог. Дома евреев, как и других бешенковичских жителей, то и дело сгорали в пожарах, но их строили и строили снова. В двадцатом веке, в тридцать девятом году, евреев было больше тысячи. Вскоре их стало почти три тысячи - сюда бежали евреи из захваченной немцами части Польши.

Убежали они недостаточно далеко: в сорок первом году сюда пришли немцы, а в сорок втором, в феврале, более чем трехсотлетняя история бешенковичских евреев закончилась. Отстраивать сгоревшее и уничтоженное стало некому. Остался, кажется, только один выживший мальчишка, и еще обелиск на месте расстрела тысячи убитых.

А еще осталось старое кладбище.

Я приехала в Бешенковичи именно из-за этого кладбища. Там хоронили людей до той самой последней войны, кажется, нескольких по особому разрешению после войны - а потом кладбище осталось в лесу, зарастать. Пока его не навестили люди из Питера, мать и сын, у которых здесь были похоронены предки - и это оказались люди как раз того сорта, которые, увидев заброшенное кладбище, считают нужным что-то с этим сделать, и побыстрее. А в конечном итоге они не одни такие оказались...

Поэтому второе лето подряд в Бешенковичи ездят волонтеры восстанавливать кладбище. Ну и я тоже приехала - не могла же я упустить уникальной возможности целых пять дней по семь часов в день махать граблями и возить тачки с дерном?

Осознание собственного безумия, должна вам сказать, сближает людей: махалось и возилось дружно и эффективно (только немножко жалко было немецких волонтеров - ждали студентов, а приехали школьники. Шестнадцатилетние немки явно были не готовы к граблям и тачкам... хотя им будет что вспомнить).



(фото Евгении Горобинской)

А в остальном - не жизнь, а каникулы. Такие, знаете, пионерские каникулы, атмосферу которым очень задавала жизнь в школьном интернате и питание в школьной столовой - а также купание в Западной Двине, вечерние посиделки за чаем, смешные игры... Ну это если сил хватало: завтрак, двадцать минут через лес до кладбища, четыре часа работы, обратно на обед, после обеда час перерыва - можно пойти купаться, а можно лежать и тупить. Или спать. Потом обратно работать, ужин, и можно тупить. Или пойти на экскурсию. Или послушать рассказ про еврейские обычаи. Или посидеть у костра с пивом. Или пить чай... Совершенно, в общем, пионерская неделя - если не считать пива (говорят, в этих местах из наполеоновской армии разбежался отряд баварцев, после чего еще долго тут варили лучшее во всей Белоруссии пиво) и лимончелло (неисторичного, но очень вкусного).

И еще фотографии. Теперь уже мои.

Вопрос: Хочу сказать, что...
1. ... я прочитал и посмотрел, и мне было интересно. 
43  (100%)
Всего: 43

@темы: фотографии, путешествия, история евреев

20:06 

Тролли былых времен

sugar and spice and everything nice
Из воспоминаний В. А. Гиляровского об А. П. Чехове:

"Как-то в часу седьмом вечера, великим постом, мы ехали с Антоном Павловичем с Миусской площади из городского училища, где брат его Иван был учителем, ко мне чай пить. Извозчик попался отчаянный: кто казался старше, он ли, или его кляча, - определить было трудно, но обоим вместе сто лет насчитывалось наверное; сани убогие, без полости. На Тверской снег наполовину стаял, и полозья саней то и дело скрежетали по камням мостовой, а иногда, если каменный оазис оказывался довольно большим, кляча останавливалась и долго собиралась с силами, потом опять тащила еле-еле, до новой передышки. Наших убеждений извозчик, по-видимому, не слышал и в ответ только улыбался беззубым ртом и шамкал что-то невнятное. На углу Тверской и Страстной площади каменный оазис оказался очень длинным, и мы остановились как раз против освещенной овощной лавки Авдеева, славившейся на всю Москву огурцами в тыквах и солеными арбузами. Пока лошадь отдыхала, мы купили арбуз, завязанный в толстую серую бумагу, которая сейчас же стала промокать, как только Чехов взял арбуз в руки. Мы поползли по Страстной площади, визжа полозьями по рельсам конки и скрежеща по камням. Чехов ругался - мокрые руки замерзли. Я взял у него арбуз.

Действительно, держать его в руках было невозможно, а положить некуда. Наконец я не выдержал и сказал, что брошу арбуз.

- Зачем бросать? Вот городовой стоит, отдай ему, он съест. - Пусть ест. Городовой! - поманил я его к себе.

Он, увидав мою форменную фуражку, вытянулся во фронт. - На, держи, только остор...

Я не успел договорить: "осторожнее, он течет", как Чехов перебил меня на полуслове и трагически зашептал городовому, продолжая мою речь:

- Осторожнее, это бомба... неси ее в участок...

Я сообразил и приказываю:

- Мы там тебя подождем. Да не урони, гляди.

- Понимаю, вашевскродие.

А у самого зубы стучат.

Оставив на углу Тверской и площади городового с "бомбой", мы поехали ко мне в Столешников чай пить.

На другой день я узнал подробности всего вслед за тем происшедшего. Городовой с "бомбой" в руках боязливо добрался до ближайшего дома, вызвал дворника и, рассказав о случае, оставил его вместо себя на посту, а сам осторожно, чуть ступая, двинулся по Тверской к участку, сопровождаемый кучкой любопытных, узнавших от дворника о "бомбе".

Вскоре около участка стояла на почтительном расстоянии толпа, боясь подходить близко и создавая целые легенды на тему о бомбах, весьма животрепещущую в то время благодаря частым покушениям и арестам. Городовой вошел в дежурку, доложил околодочному, что два агента охранного отделения, из которых один был в форме, приказали ему отнести "бомбу" и положить ее на стол. Околодочный притворил дверь и бросился в канцелярию, где так перепугал чиновников, что они разбежались, а пристав сообщил о случае в охранное отделение. Явились агенты, но в дежурку не вошли, ждали офицера, заведовавшего взрывчатыми снарядами, без него в дежурку войти не осмеливались.

В это время во двор въехали пожарные, возвращавшиеся с пожара, увидали толпу, узнали, в чем дело, и старик-брандмейстер, донской казак Беспалов, соскочив с линейки, прямо как был, весь мокрый, в медной каске, бросился в участок и, несмотря на предупреждения об опасности, направился в дежурку. Через минуту он обрывал остатки мокрой бумаги с соленого арбуза, а затем, не обращая внимания на протесты пристава и заявления его о неприкосновенности вещественных доказательств, понес арбуз к себе на квартиру.

- Наш, донской, полосатый. Давно такого не едал."

@темы: люди, чужими словами

17:36 

sugar and spice and everything nice
11.08.2016 в 19:46
Пишет logastr:

:five:


URL записи

19:19 

sugar and spice and everything nice
Вот здесь можно подписать петицию президенту РФ о том, чтобы депутатам Госдумы нового созыва платили не больше 7500 р. в месяц, потому что это призвание, а не бизнес.

@темы: ссылки

Неискоренимая привычка размышлять вслух

главная